Барабанная школа Darbakesh Percussion Studio

Живи в ритме!


Ритуал Зар

Часть 1. История Зара

Несмотря на то, что Зар - трансовый ритуал, существующий в Северной Африке и Среднем Востоке, запрещен официальным исламом, он продолжает являться неотъемлемой частью этих культур. После того, как я узнала много нового о ритуале Зар, мне захотелось еще раз рассмотреть это явление.

Зар лучше всего называть "целительским культом", в котором используются танцы под ритм ударных. Он также является способом для передачи знаний и своего рода благотворительным обществом для женщин, живущих в этих патриархальных культурах. Большинство лидеров течения Зар - женщины, как и большая часть его последователей. Многие, кому доводилось писать об этом явлении, отмечают, что большая часть духов, являющихся во время ритуала - мужского рода, в то время как одержимые этими духами главным образом женщины. Это не означает, что мужчины не вовлечены в церемонию - они могут быть исполнителями на ударных, совершать ритуальные жертвоприношения животных, или же сами могут являться мужьями или родственниками, которые требуются для того, чтобы осуществлять жертвоприношения. Вообще, достойно сожаления, что в тех местах, где Зар существует более открыто, наблюдается тенденция вовлечения все большего количества мужчин в церемонию, а также все больше мужчин становятся лидерами Зара.

Как замечает Сьюзан Кеньон (Susan Kenyon), культ Зар набирает большую силу в республике Судан, и существенно возросли требования, предъявляемые к членам культа. Она объясняет это низким уровнем жизни в стране, что вынуждает мужчин искать заработок за ее пределами, в то время как женщины несут на себе всю тяжесть ведения домашнего хозяйства, испытывая при этом все виды стрессов.

В Судане ритуал Зар вполне оформился как явление к 1820 году. В 1983 он был запрещен законами шариата, но это только послужило толчком к его скорейшему распространению, как и все запретное. Этот ритуал дает женщинам неоценимую возможность сбросить с себя все напряжение, возникающее у женщины в обществе с жестким патриархальным укладом. Сама религия ислама вполне официально признает существование духов, которые, как известно, зовутся джинами. Повторно Зар был объявлен вне закона в 1992 году, но в стране по-прежнему раздаются звуки церемониальных барабанов, как считает Кеньон, не без поддержки жен влиятельных мужей страны.

Как явление духоодержимости, Зар - феномен, передающийся по наследству, хотя и не всегда. Он также обладает своего рода "заразностью", и может проявиться в любое время. Уроженец Сомали Дирие Абдуллахи (Diriye Abdullahi), говорит, что Зар - это танец духов, или религиозный экстаз - оставшийся в наследство от древних африканских культов, разновидность Вуду. Пантеон древних африканских божеств воглавлялся двумя лицами - Азузар (мужское божество,которое ассоциируется с Озирисом) и Ауситу (женское божество, известное на Западе под именем Изиды). Ауситу (в Сомали - Айситу) по-прежнему чествуется беременными женщинами, которые приносят ей жертвоприношения, чтобы она благословила их роды. Дирие рассказывает, что это поклонение имеет форму ритуального танца, который происходит под наблюдением женщин, особенно престарелых. Это перекликается с древними африканскими религиозными практиками, где старые женщины являлись жрицами. Он утверждает, что молодые, особенно незамужние женщины, "не представляют большой ценности для духов Зара, которые по собственной воле выбирают себе человека, чтобы вселиться в него".

Дирие не считает, что принимая участие в ритуалах Зар, даже без проявлений духоодержимости, люди совершают святотатство. Он добавляет, что в Египте эти ритуальные танцы исполнялись главными образом людьми из южных селений, которые были наилучшим образом защищены от набегов захватчиков из Греции, Рима и Среднего Востока, которые вылились в захват страны арабами-мусульманами. Он также сообщает, что наибольшая часть практикующих этот ритуал живет ныне в Сомали, Эфиопии и Судане, тех местах, которые еще хранят традиции, исчезнувшие в Египте. Сегодня ритуал Зар практикуется как целительская церемония и средство для расслабления находящихся в состоянии стресса людей. Ритуальные жертвоприношения животных могут являться частью церемонии, но это не обязательно так.

Часть 2. Что такое ритуал Зар.

"Каждая из женщин двигается под ритм барабанов…Движения больной женщины становятся все быстрее и интенсивнее, ее глаза полузакрыты, кажется, что она совершенно забыла о том, что ее окружает, полностью отдавшись танцу. Ее движения проистекают из самой глубины ее существа, от торса к конечностям, набирая силу и скорость по мере того, как она описывает полный круг вокруг алтаря к тому месту, где находятся помогающие ей люди…до тех пор, пока она внезапно не вскидывает руки вверх и почти готова упасть навзничь, но кодия помогает ей безопасно приземлиться… " (Из описания египетской церемонии Зар).

"Распутные танцы в облаке дыма, под звуки барабанной дроби, сопровождающиеся отрыжкой и икотой, питьем крови и алкоголя, с переодеванием в мужскую одежду, публичные угрозы мечом в адрес мужчин, громкие разговоры без соблюдения всяческих приличий, - все это с трудом вписывается в моральный код поведения женщин народа хофрияти, однако в контексте ритуала Зар является вполне общепринятым и допустимым".

Действие, происходящее во время церемонии Зар, быстро завладевает воображением, однако необходимо помнить, что ритуал действует только в контексте своего культурного окружения, с весьма специфическими требованиями. Существуя как культ, Зар имеет своих лидеров, и члены группы обязаны посещать собрания регулярно. Это могут быть как открытые, так и приватные собрания, в последних принимают участие только члены одной семьи.

Лидера группы называют "кодия" в Египте, "шейха" или "умия" в Северном Судане, в зависимости от региона. Сама женщина -лидер является одержимой. Она находится в определенном союзе со своим духом, или джинном, и поэтому способна помогать другим. Фактор наследственности играет здесь важную роль: лидерство часто передается от матери к дочери, или через других женщин семьи. Мужчины не могут получить лидерство по наследству, однако они могут заявить о своем намерении стать лидером "по призванию". По описанию Эрики Бургиньон (Erica Bourguignon), в районе Голубого Нила в церемониях Зара упоминается некий "ящик", или "аль-ильба", большой кованый сундук, в котором кодия хранит ритуальные принадлежности и символы своего знания. Не существует двух одинаковых ящиков, поскольку каждая женщина-лидер наследует свой от того, кто передал ей свои знания.

В Египте ритуал Зар обычно происходит в большой комнате с алтарем. И в какой бы стране не исполнялся этот ритуал, важно, чтобы он происходил в особом освященном помещении, отделенном от прочих помещений дома. Иногда это отдельная комната в доме, иногда для этой цели снимают целый дом. В Египте алтарь представляет собой круглый поднос, помещенный на высокий столик в центре комнаты. Он покрыт белым платком и наполнен высушенными фруктами и орехами. Кодия с музыкантами занимает одну сторону комнаты, участники церемонии располагаются на оставшемся пространстве. От гостей ожидаются денежные приношения в зависимости от их состояния и общественного положения. Так что организация церемонии может приносить немалый доход, однако помимо того подразумевается, что к лидеру женщины могут обращаться за помощью во время нужды, поэтому это еще и своего рода благотворительное общество, члены которого взаимно помогают друг другу.

Та женщина, ради исцеления которой устраивается церемония, одевается в белое, часто это мужская одежда вроде рубашки, называемая джалабийя. Ее руки и тело украшаются узорами, нанесенными с помощью хны, а глаза обведены черным. Она также может быть умащена благовониями, также как и гости. Дурие Абдуллахи говорит, что благовония (в особенности ладан) являются самыми распространенным приношениями духам Зара. Перед началом церемонии среди гостей проносится кадильница с ароматами, чтобы присутствующие могли очистить свои тела через вдыхание дыма.

Кодия должна быть хорошей певицей, знающей песнопения и ритмы для каждого духа. По мере того, как она распевает песню для определенного духа и следит за обратной реакцией, она может определить, какой конкретно дух явился ей и как с ним нужно обращаться. При этом используются следующие музыкальные инструменты: тар, разновидность тамбурина, и табла. Число помощников варьируется от трех до семи и обеспечивает ритмическую поддержку. В течение церемонии вызываются различные духи, путем исполнения особого ритма на ударных. Кодия также дает тем, в кого должен вселиться дух особые костюмы, предназначенные для привлечения духа.

Если в церемонии используются жертвоприношения, это может быть курица, голубь, овца, иногда даже верблюд, если женщина может себе это позволить. В любом случае, предложение духу пищи является необходимой частью ритуала. Духи в Эфиопии, как говорят, очень любят кофе. В немусульманских странах духи могут требовать алкогольные напитки, в то время как духи женского рода могут требовать сладкие безалкогольные напитки вроде колы. В тех районах Судана, где животные жертвоприношения считаются необходимыми, окончательное исцеление пациента не может наступить до тех пор, пока вся жертвенная пища не будет съедено на заключительной церемонии. Это главным образом мясо, хлеб, рис и похлебка с добавлением пряностей.

Зар не является явлением экзорцизма, как считают некоторые. Здесь происходит обратное: привлечение и умилостивление духа. Пациентке рекомендуется быть "постоятельно внимательной к ее духу, исполнять ту работу, которой он требует, избегать контакта с грязью, и удерживаться от негативных эмоций". Если эти рекомендации не выполняются, может наступить рецидив болезни. То, что эти рекомендации представляют собой ценность как для пациентов зара, так и для современной женщины, говорит о чрезвычайной практичности этого ритуала.

Часть 3. Что может дать нам Зар.

Ритуал Зар является своего рода катарсисом, и для женщин своей культуры он несет те же функции, что и психотерапия для западных женщин. Несколько аспектов являются залогом терапевтического аспекта Зар:

  • Пациента помещают в центр внимания, он служит предметов заботы всех своих друзей и родственников. Его ощущения и состояния признаются очень важными. Клэр Шмэ (Claire Schmais), специалист по танцевальной терапии, объясняет: "здесь играет свою роль фактор общины. Члены сообщества не отправляются за ее пределы для излечения, наоборот, для его излечения создается община, которая принимает больного в свои объятия для его исцеления".
  • Использования ритуалов для создания соответствующей обстановки. Ритуал имеет своих действующих лиц с определенными задачами и ролями: ведущий, барабанщики, пациент и гости. Этот ритуал подразумевает алтарь, аромат благовоний, а также костюмы. Поются песнопения и звучат барабанные ритмы, погружающие в транс. Зар дает работу всем органам чувств посредством зрелищ, музыки и ароматов.
  • Ритуальное вкушение пищи, создающее ощущение общности участников, использовалось во все времена во всех культурах. Таким образом, важно воспринимать этот ритуал в его полном контексте.

Главные элементы ритуала Зар могут быть использованы женщинами нашей культуры для того, чтобы придать более глубокое значение своему танцевальному опыту, в любом избранном ими ритуальном контексте. Это может носить как религиозный, так и общественный характер.

  • Совместные движения создают близость между участниками группы. Это в равной мере относится как профессиональным танцовщикам, так и к любителям. Также справедливо, что человек, помещенный в центр внимания группы, испытывает облегчение - так проявляется терапевтический эффект внимания. Собираться вместе в момент кризиса в чьей-то жизни, будь то для приветствия чего-то нового, входящего в жизнь, или, наоборот, для прощания с чем-либо, - это очень естественное человеческое стремление.
  • Сам "ритуал" может быть очень прост - это может быть возжжение благовоний, украшения комнаты цветами, зажигание свечей. Любой, кому доводилось выступать перед публикой, знает о том, как важно "создать обстановку". Мы все знаем о том, как важны костюмы в качестве неотъемлемого элемента танца. Даже просто повязав платок вокруг бедер во время проведения урока, можно значительно повлиять на восприятие не танцующих слушателей. Как танцоры, мы также знаем, насколько сильно может быть влияние правильно подобранного барабанного ритма. Роль "ведущего", или лидера, также очень важна, поскольку позволяет вести группу в нужном направлении, и снимает с участников беспокойство о том, что же делать дальше. Звук барабанов также привлекает внимание участников к ритуальному значению происходящего, и позволяет гармонизировать свое настроение и движения согласно заданному духу.
  • Совместное принятие пищи является знакомым способом окончания ритуала, который сближает людей, и дает им почувствовать заботу о себе.

Практические советы

Если говорить о "хореографии" ритуала Зар, то она включает в себя потряхивание головой из стороны в сторону, и раскачивание корпуса. Необходимо помнить о том, что эти движения могут быть опасны, особенно для людей, испытывающих проблемы с шеей или плечами. Преподавательница Шакира из штата Огайо, использует технику Александера, для того, чтобы научить участников правильному использованию этих движений. Она объясняет: "Самое важное - это полностью расслабиться во время исполнения движений, и не пытаться контролировать их. Чтобы предотвратить повреждения шеи, необходимо дать голове двигаться под действием собственного веса, чего можно достичь только полным расслаблением. Если вы напряжены и боитесь свободы движения, то весьма вероятно, что вы можете что-то себе повредить. Если вы делаете эти движения, то потом у вас может побаливать шея, но это мышечная боль, возникающая от адаптации мышц к новым для себя движениям."

Некоторые примеры ритма зар можно найти на следующих альбомах:

  • Прекрасное объяснение ритма зар дано в "Знакомство с египетскими ритмами" Хоссама Рамзи (Hossam Ramzy), и много подобных ритмов можно найти в альбомах его различных выступлений.
  • Прекрасный ритм зар на 5 минут исполняется в старом альбоме Sultans, второй выпуск.
  • Лучший альбом, который мне удалось найти, это Inner Dances, составленный Стивеном Флином (Stephen Flynn). Здесь дается 20-минутный разогрев в стиле new age, затем 13 минут трансовых барабанов, и 5-минутный финал в стиле зар.

Нельзя также не упомянуть о разделе "Modern Mystics" с альбома Firedance, который исполняют Brian Keane и Omar F. Tekbilek (являющийся участником группы Sultans). Другим моим любимым альбомом является Black Beats, выпущенный группой, состоящей из иудеев марокканского происхождения Natural Gathering.

И какими бы не были ваши музыкальные предпочтения, я надеюсь, что все смогут найти в танце возможность для духовного роста и самореализации!

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахСтатьи о ритме и барабанах

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахЗвукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахРитмическая нотация, упражнения

выступление школы этнических барабанов - обучение игре на барабанахАлгебра ритмов

 

 

Когда женщины были барабанщиками
Новости

26 января 2024 года вышло девятое издание учебника «Дарбука для Начинающих»

Учебник по дарбуке 2024

4 декабря 2023 г. провели концерт-лекцию в Ближневосточном клубе РГГУ

18 ноября 2023 г. провели концерт-лекцию в библиотеке Иностранной Литературы

7 октября 2023 г. выступили на фестивале Ethno Fest

31 августа 2023 г. выступили в азербайджанском павильоне ВДНХ

5 июля 2023 г. приняли участие в спектакле «1001 ночь» в театре ШДИ

С 19 по 25 июня приняли участие в фестивале «Барабаны Мира 2023».

С июня занятия проходят в среду и субботу по адресу: м. Павелецкая, ул. Зацепа 21, репбаза LikeStudio

23 апреля 2023 г. выступили на фестивале «Ведаю путь»

8 апреля 2023 г. выступили на фестивале Железяка

19 марта 2023 г. приняли участие в концерте в ЦДРИ

16 февраля 2023 г. приняли участие в спектакле 1001 ночь в театре ШДИ

26 ноября 2022 студия выступила на фестивале «ZaraFusion».

6 ноября 2022 студия выступила на фестивале эзотерики «Ведаю путь».

21 октября 2022 состоялся открытый урок по дарбуке по новому адресу.

C 21 октября 2022 занятия будут идти по новому адресу и новому расписанию.

7 августа 2022 г.состоялсся концерт-лекция в «Белых облаках»

2 июля 2022 г.приняли участие в «Супер-пупер фесте».

20-26 июня 2022 состоялся фестиваль «Барабаны мира 2022»

28 мая 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в на восточной вечеринке «Orient», смотрите видео >

14 мая 2022 г. состоялся мастер-класс по ритмам Алжира.

28 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в клубе «WIP», смотрите видео >

24 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в на фестивале «ЖелезЯка», смотрите видео >

19 марта 2022 г. студия Дарбакеш выступила в ДК «Мосрентген», смотрите видео >

С 19 февраля 2022 г. в продажу выходит инновационный учебник по дарбуке базового уровня (восьмое издение)

Учебник по дарбуке 2022

В январе 2022 г. появился раздел композиций и этюдов из учебника с аудио и видеозаписями.

19-го января 2022 г.состоялся открытый урок по дарбуке, приглашаем присоединяться к группе.

29-го декабря 2021 наше школа провела ритуал встречи нового года в евразийком центре им. Гумилева.

13-летие
18-го декабря 2021 отметили 13-летие студии.

27 ноября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале FantasyShow.

3 октября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале Remarket.

21-22 августа 2021 состоялся мастер-класс в Краснодаре.

17 августа 2021 наша школа выступила в музее Марины Цветаевой.

С 21 июня по 27 июня наша школа была представлена на фестивале «Барабаны мира 2021»

29 мая 2021, в субботу,состоялся открытый урок по дарбуке, по субботам открылась группа для начинающих.

15 мая 2021 состоялась лекция о ритуальных ритмах в магазине «Белые облака».

В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте.

5 декабря 2020 г. в 19:30 отпраздновали 12-летие студии

14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке.

12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе!

1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь

На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.

17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня Учебник по дарбуке

C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих.
vk.com/darbuka2020

12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.

На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.

На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»

Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений:
darbakesh.ru/drum_video.shtml

1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии.
Студия изменила название и логотип:
11 лет ВК, 11 лет FB
Дарбакеш

29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.

22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.

12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!

28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.

17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.

12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.

10 лкт Дарбакешу18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB

27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.

23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.

14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.

10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.

Курс по дарбуке

С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)

16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме

9 лет школе Дарбакеш

11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).

23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.

Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.

C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.

17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1

20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

 

 


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008–2024

Телефон: 8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов

барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/darbakesh, www.facebook.com/darbakesh, www.instagram.com/darbuka_moscow
Youtube: www.youtube.com/sergekuz
Telegram: https://t.me/darbuka_school

Запись на занятия по дарбуке:
darbuka@darbakesh.ru

www.al-mental.ru - музыкальный проект

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник