![]() Визуализация ритмовАвтор: Сергей Кузнецов Биение сердца, восход и заход Солнца, рост растений, расписание поездов, полет птичьей стаи, поэзия, каллиграфия, орнамент —все эти явления соединяет понятие ритма. Можно ли ритм музыкальный представить в виде орнамента и, наоборот, орнамент представить в виде музыки? Когда я играю на дарбуке витиеватые восточные ритмы, то часто вспоминаю каллиграфию и орнаменты. В самом деле, существует бесчисленное множество вариантов изображения ритма в виде орнамента. В данной статье я познакомлю с двумя моими изобретениями: орнамент на основе паркета и орнамент на основе узлов «дракон». Орнамент «Паркет»Данный метод основан на паркетах, так называемых заполнениях плоскости. В качестве базового паркета выбрана квадратная и гексагональная решетки. Если элементы паркета заполнять элементами, обозначающими разные типы ударов и указать правила переходов, то можно получить интересные орнаменты. В самом деле, зачастую один ритм получается из другого путем перестановок и отражений. В результате представления ритма в виде узора, мы сможем получать новые ритмы, связанные с исходным. Заполнение квадратного паркетаДля обозначений разных типов ударов будем использовать цвет. Форма элементов будет зависеть от типа паркета. Для квадратной решетки подходит обыкновенный круг. Вот как можно изобразить ритмы мальфуф и максум с помощью этой системы обозначений: Следующим шагом является метод заполнения плоскости заданным ритмом. Для этого предлагаю использовать метод латинского квадрата. Латинский квадрат n-го порядка — таблица размеров n × n, заполненная n элементами множества M таким образом, что в каждой строке и в каждом столбце таблицы каждый элемент из M встречается в точности один раз. Использование данной методики позволяет получать новые ритмы путем перестановок частей самого ритма. Читая по горизонтали, мы получаем исходный ритм, но читаю по вертикали мы получим ритм, содержащий в точности столько же басов и тонов, но совершенно иной. Рассмотрим сначала компактное заполнение при помощи двухстроковой записи ритма. Пример орнамента из ритма Максум:
Большой латинский квадрат из ритма Мальфуф, записанного в одну строку: Пример орнамента из ритма Мальфуф: Пример орнамента из ритма Максум: Заполнение паркета из РомбовУзлы паркета из ромбов будут служить разрядами ритма. Красное поле означет бас, оранжевое - акцентированный тон, желтые - заполнения. Для переходов можно также использовать знак с направлением перехода, таким образом ограничивая вариативность переходов. Если игнорировать направление перехода, а двигаться всевозможными путями от одной красной фигуры к другой, то получим множество разныз ритмов. Пример орнамента из ритма на 5 в ромбовидном паркете: Есть еще один интересный способ заполнения паркета — если ритмический рисунок выписывать вдоль стенок, а не в узловых точках. Вот пример заполнения ромбовидного паркета ритмом 7-дольного размера. Заполнение паркета из ШестиугольниковДля шестиугольного паркета используем ритм на 3, например Лезгинку D-tktT-tktk: Синим цветом обозначим паузу, также это может быть ролл. Все элементы имеют направление перехода, но некоторые имеют два варианта направлений на выбор. Базовый паттерн:
Пример орнамента из ритма на лезгинку в шестиугольном паркете:
Орнамент «Восток»Данный метод основан на открытии учеными закономерности построяния восточного орнамента из изразцов. Оказывается, существует 5 основных деталей, из которых можно составить любой, сколь угодно сложный орнамент. Этот метод тоже является вариантом паркетного заполнения, однако элементы паркета не одинаковые. Я предлагаю воспринимать такой орнамент в виде ритма — каждому цвету детали узора соответствует свой тип удара, а переходы от одной детали к другой формируют ритмические последовательности. Узловыми элементами начала и окончания ритма являются крупные многоугольники. Орнамент «Дракон»Данный метод основан на принципе заполнения плоскости при помощи самонепересекающихся кривых. Каждый сегмент кривой поворачивает на 90 градусов, задавая направление перехода для ритма, Внутри кривой существует канал, который можно использовать для орнаментации ритма. Таким образом, одновременно видна и крупная форма и орнамент внутри формы. Для обозначений разных типов ударов будем использовать цвет. Ритм на 5/8
Ритм МаксумДля ритма Максум не удалось найти кривую, которая заполняла бы всю плоскость, поэтому в пустоты встален простейший цикл D-D-: Данная проблема требует дополнительного исследование: имеется ли такая форма кривой для ритма 4/4, чтобы заполнить плоскость без пустот.
Ритм Максум+КарсиламаДанный орнамент получается соединением сразу двух ритмов. В результате получается ритм на 17/8. Удивительно, что несмотря на то что для ритма 4/4 не удалось найти везде плотную кривую, для ритма 17/8 такая форма нашлась.
Статья на тему восточных орнаментов:
|
![]() ![]()
|
|||||
|