![]() Техника игры на дарбуке
Список обозначений основных видов ударов
В записи ритмов везде, где указан акцентированный T, можно использовать Bak, Slap или щелчок в зависимости от желания придать звуку ту или иную окраску. Звук рождается на границе инcтрумента и человека, его чистота зависит от глубины взаимодействия и эмоционального состояния. Добивайтесь глубокого низкого Дуна, без отзвука, и четкого звонкого Тека. В нашей школе этнических барабанов мы этому несомненно научим вас. Дарбука, в каком-то смысле, заменяет собой целую барабанную установку — столь разнообразна палитра ее звучания. Подробное описание техники не входит в цели этого обзорного очерка; ограничимся лишь самыми общими сведениями. Постановка инструмента может быть довольна разнообразной, но во всех случаях корпус дарбуки, опираясь на левое бедро, располагается в горизонтальном положении так, что мембрана находится ближе к правой (для правшей) руке. Такая ассиметричность связана с разной ролью, которую выполняют правая и левая рука. Правая рука в основном играет базовый ритм, левая - украшения и заполнения. Мембрана дарбуки довольно четко делится на три зоны - центральную, среднюю и периферическую. Удары наносятся обеими руками, причем как отдельными частями ладони, так и пальцами. Основных звуков четыре, причем названия их ономатопеические, то есть звукоподражательные: dum, bek, tek и slap. Dum — это низкий открытый звук. Чтобы извлечь его, нужно ударить сложенными вместе четырьмя пальцами (указательным, средним, безымянным и мизинцем) в центральную зону мембраны. Звук bek — закрытый, напоминающий хлопок. Извлекается теми же четырьмя пальцами, что и в случае dum'а, но в среднюю зону барабана. Пальцы при этом образуют небольшой свод, «лодочку», и на долю секунды как бы залипают на мембране. Удар bek может быть довольно разнообразным по звучанию, которое зависит от техники извлечения. Существует и открытый bek, но используется он редко. Высокий открытый звук — tek - получается, если нанести удар в периферическую зону мембраны. При этом используются три пальца - указательный, средний и безымянный, которые ударяют порознь или вместе. Удар tek также может быть очень разнообразным по технике исполнения: ближе или дальше от центра, издаваемый сложенными вместе или растопыренными пальцами, отдельным пальцем (указательным или безымянным) или одновременно несколькими (указательным со средним, безымянным со средним, указательным, средним и безымянным), с небольшим приглушением или без и т. д. Если удары dum и bek выполняются, в основном, правой рукой, то звук tek - как правой, так и левой. При исполнении левой рукой он обозначается Ka. Быстрая серия из нескольких ударов tek, выполненная поочередно разными пальцами левой руки (например, безымянным, средним и указательным) и предваряющая удар правой рукой, называется роллом. Это своего рода форшлаг, который в зависимости от количества участвующих в нем пальцев может быть двойным, тройным или даже четверным , пятерным и т. д. И, наконец, четвертый базовый удар — это slap. Чтобы извлечь его, нужно сделать удар tek левой рукой, перегораживая одновременно мембрану ребром правой ладони. Получается резкий сухой звук, напоминающий щелчок. За счет прижатия мембраны в разных местах мембраны на дарбуке можно извлекать самые разнообразные звуки, вплоть до наигрыша мелодий. Помимо базовых звуков, существует большое количество вспомогательных, причем их множество постоянно растет, так как со временем отдельные исполнители привносят в технику игры новые технические приемы. Отдельно коснемся турецкой разновидности дарбуки с острыми краями (мы будем называть ее турецкой дарбукой). В отличие от традиционной арабской дарбуки, здесь кистевой удар для исполнения tek левой рукой заменен на щелчок — соскальзывание безымянного пальца с большого (или со среднего). Технические возможности турецкой дарбуки довольно ограничены (прежде всего, для левой руки), и она постепенно теряет популярность. Одно из немаловажных достоинств турецкой дарбуки — легкость ее конструкции, позволяющая использовать ее в качестве походного инструмента. В самой Турции часто используют «гибридные» инструменты — дарбуки с узким, но все же закругленным краем, на котором можно применять как кистевую, так и щелчковую технику. Дарбука — инструмент древний, но при этом динамично развивающийся. Эволюция техники продолжается и в наше время. Наибольший вклад в ее усовершенствование внесли современные турецкие исполнители. Для турецкой манеры игры на дарбуке характерна изощренная пальцевая техника, с очень разнообразной аппликатурой, позволяющая к тому же за счет поперечных колебательных движений кисти значительно увеличить скорость игры. Как играть на Дарбуке. Положение и основные удары: Дун, Тек, Ка.
Видеоуроки по восточным ритмам
Как играть на Дарбуке: ритмы Мальфуф и Халиджи
Уроки по дарбуке: ритмы Аюб и Баюн
Уроки по дарбуке: ритмы Максум, Фаллахи, Саиди и Белледи
|
![]() ![]()
|
||||||||
|