Живи в ритме!
|
Иструменты восточного ансамбля
Музыка Востока – это непревзойденный шарм и утонченный колорит земли, где царствуют удивительные традиции, рождаются сладкие сказки и всё окутано экзотическими ароматами. В европейских странах очень популярны танцевальные арабские песни с приятным, глубоким и чувственным вокалом. Каждая фраза исполнителя наполнена смыслом и яркими эмоциями. Красота голоса обычно вызывает не меньше восторга, чем само содержание композиции.
Основная тематика песен – это, прежде всего, любовь. Фееричная любовь, которая соединяет пылкие сердца, и приглашает в мире удивительных грёз. Жители арабских стран любят сильно, страстно, самозабвенно, им чужды полутона. Вся сила непобедимого чувства находит отражения в песнях, повествующих о взаимном счастье, неожиданном предательстве, горечи разлуки.
В основе музыки исламского мира лежит удивительная форма под названием макам. Одновременно и лад, кардинально отличный от темперированного европейского, и принцип музицирования, и последовательность мелодических звеньев. В Персии и Османской империи считалось, что подбор правильного макама может исцелять от различных болезней.
Восточная музыка очаровывает слушателя уже с первых аккордов. Она манит и завораживает, приглашая совершить далекое путешествие, наполненное изысканным шармом экзотики.
- Музыкальные композиции гармонично сочетают в себе неимоверную мелодичность и четкий ритм.
- Красивые мелодии дарят чувство гармонии, отлично подходят для отдыха и релаксации.
- Зажигательные арабские песни обволакивают чувственным шармом и приглашаются к танцу.
- Ритмичные композиции помогают одновременно расслабиться и зарядиться энергией.
- Завораживающие мелодии с неподражаемым ритмом – важнейшая составляющая великолепных танцев живота.
Восточные музыкальные инструменты представлены в большом разнообразии, в ансамбль входят ударные, струнные, духовые и смычковые инструменты.
Ударные
Дарбука(Табла, Darbuka, Darabuka)
Дарбука — главный перкуссионный инструмент
Ближнего Востока. Невозможно представить себе Восток без арабского барабана — Табла, как ее называют в Египте или Дарбуки как ее называют в Турции. Бой дарбуки, ритмы дарбуки можно услышать всюду, где бы вы только ни были на Востоке – на улице, на базаре, в кафе, на корабле, на разных праздниках…Раздичают два вида дарбуки: египетская и турецкая
Египетская дарбука (табла)
Корпус египтеская дарбуки — металл, облицованный перламутром, а мембрана — барабанный пластик. Благодаря этому сочетанию, инструмент имеет яркий, звонкий звук, прекрасно подходящий для восточных танцев, этно-дискотеки, шоу-номеров. Такая дарбука подойдет для прездничных мероприятий, где нужно создать яркую атмосферу веселья.
Турецкая дарбука (думбек)
Корпус турецкой дарбуки — глина, а мембрана — тонкаая кожа. В условиях влажности как правило требуется подогрев мембраны, для чего внутрь встраивается лампочка. Такая дарбука идеально подходит для восчтоного ансамбля, где требуется деликатность и мягкость звука. Подходит для мероприятий, где нужна фоновая расслабляющая музыка, этно-лаунж атмосфера.
Рик (Riq)
Рик — маленький рамочный барабан, с пятью парами цымбал. Рик используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. Существует также рик больших размеров, так называемый Мазар.
Самые лучшие мембраны для риков делаются с использованием влагоустойчивой рыбьей кожи. Традиционно в Египте рики делались с использованием кожи нильского ската, но сейчас найти их крайне сложно. Рики с пластиковой мембраной как правило используются для танцев совместно с египетской дарбукой, а рики с кожанной мембраной совместно с турецкой дарбукой.
Бендир
Бендир — барабан севера Африки (Магриба), особенно региона Восточных Берберов. Представляет собой рамочный барабан, изготовленный из дерева и обтянутый с одной стороны шкурой животного. На внутренней поверхности мембраны бендира обычно прикрепляются струны, которые создают дополнительную вибрацию звука при ударе. Бендир используется совместно с дарбукой и риком для создания более глубокого звука, насыщенного обертонами.
Даф
Даф — один из древнейших рамочных ударных инструментов, коттрый используется для персидской и турецкой музыки. В Иране суфии использовали даф для ритуальных церемоний ("зикр"). В последние годы иранские музыканты с успехом стали использовать восточный барабан - даф в современной эстрадной персидской музыке. В настоящее время даф очень популярен среди иранских женщин - они играют и поют на нем.
Основное отличие дафа от других рамочных барабанов — наличие свисающих цепочек из колец с обратной стороны мембраны. При встрясывании инструмента, эти кольца создают шум, создающий дополнительную ритмическую партию. Глубокий звук инструмента способствует погружению в медитативную атмосферу.
Давул
Давул — барабан, распространённый на Кавказе, Турции, Балканах и Ираке. Этот барабан используют на свадьбах, для народных танцев и марщевой музыки. С одной стороны имеет мембрану из козлиной кожи для баса, по которой бьют специальной твердой, с другой стороны натянута овечья кожа, по которой бьют прутиком, извлекая высокий хлесткий звук. В настоящее время мембраны стали изготавливаться из пластика.
Цымбалы (сагаты)
Обычно цимбалы используют танцовщицы, надевая их на пальцы, но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.
Цимбалы, Zillы, Сагаты — все это не просто разные названия одного инструмента. Все они, хоть и были схожими по назначению и внешнему виду музыкальными инструментами, но изготавливались из разных металлов, имели разный размер и толщину и, соответственно, разное звучание.
Так, если Zillы имели более мелодичный звон, напоминающий колокольчик, то Цимбалы напротив имели более грубое звучание.
В целом, Сагаты – это, наверное, один из древнейших инструментов. В Древнем Египте использовались храмовые систры, где использовались похожие тарелочки.
Равваст (ravvast)
RAV Vast – это инновационный музыкальный инструмент, с волшебным расслабляющим звуком.n Равваст в макамном строе «арабская ночь» идеально подходит для создания лаунж-атмосферы в восточном стиле. Относится к типу стальных язычковых идиофонов, таких как ханг или глюкофон. Инструмент разработан и производится в Перми с 2015 г.
Струнные
Уд (oud)
Уд или аль-уд, если называть этот инструмент по-арабски. Именно от арабского названия этого инструмента произошло название европейской лютни.
Классическую арабскую музыку невозможно представить без уда — основного мелодического инструмента восточного ансамбля. Особенностью звукоизвлечения на уде является полутона и четверть тона, которые не используются в европейской музыке.
Уд состоит из трёх частей: корпуса в виде груши, короткого безладового грифа и головки. Корпус изготавливается из таких видов дерева, как груша, орех или сандал. К головке уда прикрепляются колки, при помощи которых настраиваются струны.
В ближневосточных странах инструмент состоит из 11-12 струн. На современных азербайджанских удах навязывают обычно пять пар струн и одну непарную. Струны изготавливаются из шёлковой нити, особого капрона или кишок барана.
Бузуки
Бузуки используется для балканской и турецкой музыки, хотя его также используют на Кипре, Израиле и Ирландии. Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны. По сравнению с удом имеет более ярко выраженный металический оттенок звучания.
Об инструменте широко заговорили лишь в 60-е годы XX века. Произошло это событие в связи с тем, что греческий композитор Микис Теодоракис сочинил музыку для популярного в те годы фильма «Грек Зорба». После выхода этого фильма сиртаки стал известнейшим греческим танцем, одним из символов страны. А также популярна стала и музыка, исполняемая на бузуки.
Тар
Тар — струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в Иране, Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, Турции, Таджикистане, Узбекистане и других странах Ближнего Востока.
Иранский тар имеет двойной долбленый корпус из цельного куска дерева и мембрану из тонкой рыбьей кожи. Шесть парных струн: две стальные, далее идет комбинация стальной и тонкой медной, а следующая пара настраивается в октаву - толстая медная струна настраивается октавой ниже тонкой стальной. У иранского тара навязные лады из жил.
Тар — исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях.
Саз (баглама)
Саз — древний струнный инструмент, распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Иране, Турции и в других странах Востока, также у курдов, татар и башкир. Число струн колеблется от 4 до 10.
Звук саза чист и звонок, однако мягок и слаб, и потому в современных ансамблях этот инструмент уступил место более звучному канону.
Традиционно служит для сопровождения песен.
Канун

Канун — струнный щипковый музыкальный инструмент, с трапециевидным корпусом. Распространён в арабских странах Леванта и Магриба, а также в Иране, Греции, Армении, Азербайджане и Средней Азии.
Мы часто можем услышать этот необычный и колоритный инструмент в арабской музыке. Это поистине виртуозный инструмент сможет привлечьваше внимание и вы безтруда сможете отличить его от других инструментов.
Щипковые многострунные инструменты под названием «канон» существуют с глубокой древности, к такому типу инструментов относятся как гусли или цимбалы.
Среднеазиатский музыкант XVII века, Дервиш Али, полагал, что канун был изобретён древними греками. На канун навязываются 24 ряда тройных струн при общем их числе 72.
Кануны, производимые в Турции, обычно имеют 26 рядов струн, по три струны на ряд во всех региональных вариантах. Азербайджанский канун отличается от турецкого и арабского размером, а также настройкой, ориентированной на 17-ступенный октавный звукоряд.
На ранних стадиях струны изготавливали из шёлка и кишок особым способом. В настоящее время для кануна используются струны из капрона.
Декоративные звуковые отверстия, называемые кафес, являются важнейшим компонентом того, что составляет привычный тембр кануна. Однако обычно они занимают разные места на деке турецких канунов по сравнению с арабскими канунами, а также могут различаться по форме, размеру и количеству в зависимости от географии или личного вкуса.
На кануне играют на коленях, сидя или на корточках, или иногда на козлах, перебирая струны двумя медиаторами из панциря черепахи.
Рубаб
Рубаб — среднеазиатский инструмент типа лютни. На рубабе, одном из национальных музыкальных инструментов Афганистана, также широко играют в Пакистане и Индии пуштуны, белуджи, синдхи, кашмирцы и пенджабцы. Рубаб имеет три варианта: кабульский ребаб в Афганистане, сенийский ребаб в северной Индии и памирский рубаб в Таджикистане. Инструмент и его разновидности распространились по всей Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.
Корпус вырезан из цельного куска дерева, а головка закрывает полую чашу, которая служит звуковой камерой. Бридж крепится к коже и удерживается на месте натяжением струн. У него есть три мелодические струны, настроенные на четверти, две или три гудящие струны и до 15 симпатических струн. Инструмент сделан из ствола тутового дерева, головка - из шкуры животного, такого как козел, а струны - из кишок молодых козлят (gut) или нейлона.
Рубаб датируется 7 веком нашей эры. Он упоминается в старых персидских книгах, и многие суфийские поэты упоминают его в своих стихотворениях. Это традиционный инструмент Хорасана.
Духовые
Зурна ( Мизмар)
Резкий и яркий звук мизмара вы без труда узнаете в восточной музыке. Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников. Множество разновидностей зурны нашли большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая. Является одним из древнейших инструментов, были найдены экземпляры, изготовленные 3 тысячи лет назад.
Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм.
На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша») длиной 120 мм, вытачиваемая из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.
Дудук
Армянский дудук - один из древнейших музыкальных инструментов на планете. Душа, молитва и протяжная мелодия сердца армянской нации.
Звук дудука сопровождает армянина всю его жизнь - от рождения, свадьбы и до самых похорон. Недаром ЮНЕСКО занесло дудук и его музыку в список всемирного наследия человечества.
Довольно простой по сути (но не по сложности игры) музыкальный инструмент. Имеет ровно десять отверстий. Восемь сверху и два снизу: первое для большого пальца левой руки, второе - для аккорда. Дудук славится своим низким и протяжным звуком.
Как считают большинство ученых, дудук - древний инструмент, ведет свою историю еще со времен Урарту. Но все же окончательно оформлен был при дворе армянского царя Тиграна II Великого, большого любителя культуры: театра и музыки.
Интересно, что все две тысячи лет дудук практически не изменил своего звучания. Не случайно именно виртуоза дудука Дживана Гаспаряна позвали американские режиссеры для создания саундтреков к своим лентам «Страсти Христовы», «Гладиатор».
Смычковые
Кеманча
Кеманча (также каманче) — персидский и турецкий смычковый инструмент. Кеманча связана с ребабом, который является историческим предком кеманчи и изогнутой византийской лиры. Каманче имеет длинный гриф, включая накладку, которую производитель каманче придает ей в виде усеченного обратного конуса для удобства перемещения смычка в нижней части, коробочку для колков, с обеих сторон которой расположены по четыре колышка, и навершие.
Традиционно у каманчех было три шелковые струны, но современные инструменты имеют четыре металлические струны.
Каманче могут иметь богато украшенные вставки и вырезанные из слоновой кости колки для настройки. Тело имеет длинную верхнюю шейку и нижнюю чашеобразную резонирующую камеру, изготовленную из тыквы или дерева, обычно покрытую мембраной из кожи ягненка, козленка или иногда рыбы, на которую устанавливается перемычка. Снизу выступает шип для поддержки каманче во время игры.
На ней играют сидя, держа наподобие виолончели, хотя она длиной примерно с виолончель. Концевой штырь может опираться на колено или бедро, когда игрок сидит в кресле.
авазэ».
Статьи о ритме и барабанах
Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность
Ритмическая нотация, упражнения
Алгебра ритмов
Подробнее прочитать о разновидностях барабанов, вы можете на странице Этнические барабаны мира.
|
 
Приглашаем в начинающую группу по дарбуке! Занятия будут идти по вторникам с 25 февраля с 19 до 21 у нас в студии. Проводить занятия будет выпускница РАМ им. Гнесиных Джейран Мурадова
2 февраля 2025 г. состоялся интенсив по дарбукес Осамой Шахином.
С 20 октября 2024 г. занятия проходят по адресу: 1-ый Басманный пер, 2А. (Комсомольская, Красные Ворота, Бауманская)
18 июня 2024 года вышло шестое издание учебника «Дарбука продвинутого уровня»

26 мая 2024 г. выступили в ресторане «Падишах»
21 апреля 2024 г. приняли участие в вечеринка «Навруз»
17 февраля 2024 г. приняли участие в фестивале «Этнофест»
26 января 2024 года вышло девятое издание учебника «Дарбука для Начинающих»

4 декабря 2023 г. провели концерт-лекцию в Ближневосточном клубе РГГУ
18 ноября 2023 г. провели концерт-лекцию в библиотеке Иностранной Литературы
7 октября 2023 г. выступили на фестивале Ethno Fest
31 августа 2023 г. выступили в азербайджанском павильоне ВДНХ
5 июля 2023 г. приняли участие в спектакле «1001 ночь» в театре ШДИ
С 19 по 25 июня приняли участие в фестивале «Барабаны Мира 2023».
С июня занятия проходят в среду и субботу по адресу: м. Павелецкая, ул. Зацепа 21, репбаза LikeStudio
23 апреля 2023 г. выступили на фестивале «Ведаю путь»
8 апреля 2023 г. выступили на фестивале Железяка
19 марта 2023 г. приняли участие в концерте в ЦДРИ
16 февраля 2023 г. приняли участие в спектакле 1001 ночь в театре ШДИ
26 ноября 2022 студия выступила на фестивале «ZaraFusion».
6 ноября 2022 студия выступила на фестивале эзотерики «Ведаю путь».
21 октября 2022 состоялся открытый урок по дарбуке по новому адресу.
C 21 октября 2022 занятия будут идти по новому адресу и новому расписанию.
7 августа 2022 г.состоялсся концерт-лекция в «Белых облаках»
2 июля 2022 г.приняли участие в «Супер-пупер фесте».
20-26 июня 2022 состоялся фестиваль «Барабаны мира 2022»
28 мая 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в на восточной вечеринке «Orient», смотрите видео >
14 мая 2022 г. состоялся мастер-класс по ритмам Алжира.
28 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в клубе «WIP», смотрите видео >
24 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в на фестивале «ЖелезЯка», смотрите видео >
19 марта 2022 г. студия Дарбакеш выступила в ДК «Мосрентген», смотрите видео >
С 19 февраля 2022 г. в продажу выходит инновационный учебник по дарбуке базового уровня (восьмое издение)

В январе 2022 г. появился раздел композиций и этюдов из учебника с аудио и видеозаписями.
19-го января 2022 г.состоялся открытый урок по дарбуке, приглашаем присоединяться к группе.
29-го декабря 2021 наше школа провела ритуал встречи нового года в евразийком центре им. Гумилева.

18-го декабря 2021 отметили 13-летие студии.
27 ноября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале FantasyShow.
3 октября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале Remarket.
21-22 августа 2021 состоялся мастер-класс в Краснодаре.
17 августа 2021 наша школа выступила в музее Марины Цветаевой.
С 21 июня по 27 июня наша школа была представлена на фестивале «Барабаны мира 2021»
29 мая 2021, в субботу,состоялся открытый урок по дарбуке, по субботам открылась группа для начинающих.
15 мая 2021 состоялась лекция о ритуальных ритмах в магазине «Белые облака».
В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте.
5 декабря 2020 г. в 19:30 отпраздновали 12-летие студии
14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке.
12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе!
1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь
На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России.
17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня 
C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих.
vk.com/darbuka2020
12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.
На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.
На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»
Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений:
darbakesh.ru/drum_video.shtml
1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии.
Студия изменила название и логотип:
11 лет ВК, 11 лет FB

29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.
22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.
12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!
28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.
17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.
12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.
18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB
27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.
29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.
23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.
14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.
10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.

С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)
16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.

2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме

11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ
На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.
Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.
Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.
C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.
17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1
20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.
16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)
19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.
22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
|
|
|