Барабан Дарбука (по-египетски табла)Дарбука — главный перкуссионный инструмент
Ближнего Востока, Как играть на барабане дарбуке руками вы сможете узнать в разделе видеоуроков и в разделе по нотной записи ритмов.
И больше ни слова про все эти звуки. Барабаны появились на заре истории человечества. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий и религиозных обрядов, связанных с природными циклами. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов — сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры. Возраст найденного в Моравии барабана датируется пятым тысячелетием до н. э. В Древнем Египте барабаны возникли за четыре тысячи лет до н. э. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере (около трех тысяч лет до н. э). Мало кому известно, что на территории современной Германии и Чехии примерно 3600 лет до нашей эры использовались большие кубокообразные барабаны, которые изготавливались из глины. Они имели в высоту от 14 до 46 см. Кубкообразные барабаны с датировкой от 3600 лет д.н.э. были также найдены в культуре Мацзяяо на территории Китая. Подробнее о читайте статью о древних барабанах. Придя в нашу школу, вы сможете познакомиться с базовыми восточными ритмами и приемами игры на дарбуке, а также с ее историей и традициями исполнительства. Опытным барабанщикам будут интересны такие необычные для этноперкуссионных школ темы как применение дарбуки в современной ритмике (рок, блюз, джаз, фанк и др.); в музыке смежных традиций — латиноамериканской, кельтской музыке, фламенко и других направлениях); игра на "двойной дарбуке", т. е. на двух дарбуках сразу; комбинирование дарбуки с рамочными барабанами и многое другое. Также обзорно будут представлены рамочные восточные барабаны - рик, бендир, тар и даф. Об инстументах восточного ансамбля, на которых играют совместно с дарбукой читайте в отдельной статье. Дарбука (Табла, Darbuka, Darabuka, Doumbek)Дарбука — один из древних перкуссионных инструментов Ближнего Востока, представитель обширного семейства кубкообразных барабанов (к этому семейству принадлежат также африканский джембе, иранский томбак и многие другие этнические барабаны). Кубкообразные барабаны известны еще со времен неолита (по результатам раскопок), их изображения встречаются на месопотамских барельефах и египетских фресках. Позднее подобные барабаны органично влились в арабскую культуру. Барабан на Востоке — не просто музыкальный инструмент, это хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. Бой на дарбуке можно услышать на базаре и во время церемоний. Существуют азиатские и африканские ритмы, которые, не меняясь, веками звучат на свадьбах и похоронах, поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества. АрхеологияПодробнее об археологии дарбуки читайте в статье Древние барабаны В Древнем Египте были известны названия барабанов – кемкем (егип. Kmkm – звукоподражательное), тебен (егип. Tbn). Самое раннее упоминание восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства), где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане. Самый ранний из дошедших образцов – военный барабан (относится к периоду Среднего царства, 21-16 вв. до н.э.) – был обнаружен в одной из гробниц в Бени-Хасане (ныне в Египетском музее). Корпус барабана сделан из выдолбленного ствола пальмового дерева слабо выраженной бочонкообразной формы длиной 65 см., диаметром по краям 29 см.; в гробнице также обнаружены остатки кожаной мембраны и шнуры, которые предохраняли корпус от рассыхания (витки шнура пропечатались на корпусе). Остальные барабаны Египетского музея датируются XVIII династией Нового царства (16 в. до н.э.). Играли на барабанах одновременно всеми пальцами обеих рук или перебирая каждым отдельно в мелкой технике. Палочки не применялись. Инструмент имел религиозно-ритуальное назначение, был широко распространен и в повседневном быту (под его аккомпанемент совершали каждодневные работы). В ансамбле с трубами он являлся главным инструментом военной музыки (все, кто хотели играть в армейских ансамблях, должны были проходить испытательный срок). В одном тексте датированном XVII династией (16 в. до н.э.), говорится, что некий Эмхеб тайно практиковался на барабане, чтобы превзойти в искусстве игры своих соперников. Он держал свои пальцы крепко и гибко, чтобы извлекать различные звуки. Однажды он победил в состязании с другими исполнителями, играя, как сказано в тексте, «семь тысяч длин». Завоевав прочное положение музыканта в армии, он сопровождал фараона (Камеса?) в военных походах, но однажды его превзошла рабыня – искусная исполнительница, приобретенная фараоном. Однако обычно на барабанах играли только мужчины. Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ. варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась. Средние векаРитмическая традиция на востоке испокон веков передавалась путем устной передаче. Многие ритмы придворной музыки были тесно связаны с арабской и персидской поэзией. В VIII веке Аль-Халиль ибн Ахмад (ок 718 – 791, Басра) разработал систему арабского метрического стихосложения аруд. основанную на чередовании долгих и кратких слогов. Эта система и получила распространение в персидской и тюркской поэзии, в дальнейшем нашла свое выражение в андалусийском жанре мувашахат. Другая легендарная личность — музыкальный теоретик тюркского происхождения аль-Фараби (ок. 870 Туркестан — 950 г. Дамаск). Он автор нескольких трудов о музыке, среди которых «Книга ритмов» («Китаб ал-’ика’ат»), «Книга о классификации ритмов» («Китаб ‘ихса’ ал-’ика’ат»), «Книга о классификации наук» («Китаб ‘ихса’ ал-’улум») и др.», он вошёл в историю музыкознания как создатель первого системного учения в трактате «Большая книга музыки» («Китаб ал-мусика ал-кабир»). В завершении изложения теории ритма Фараби описывает семь распространённых арабских ритмов (ал-’ика’ат ал-’арабийа ал-машхура) и их производные формы. К ним относятся: «хазадж» («игривый’), «сакил ал-’аввал» («тяжелый первый»), «сакил
ас-сани» («тяжелый второй»), «хафиф ас-сакил» («легко-тяжелый»), «рамал», «хафиф ар-рамал»-(«легкийрамал»), «махури» («искусный») или «хафиф ас-сакил ас-
сани» («легко-тяжелый второй»).
В вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-Фараби, в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена. См. Концепция-музыкальной-науки-Абу-Насра-Мухаммада-ал-Фараби (PDF) В 13 веке персидский музыкант Сафи-ад-Дин написал две книги «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.) и «Рисалейи-Шарафийя» (1267 г., написан в Тебризе). Сафи-ад-Дин родился в 1216 г. в городе Урмия (ныне в остане Западный Азербайджан, Иран) работал писарем в библиотеке последнего абассидского халифа и пережил его падение при захвате Багдада монголами в 1258 г., после чего побывал в ставке Хулагу-хана Последние годы своей жизни прожил в нищете и забвении, скончался в возрасте 78 лет в 1294 году в Багдадской тюрьме. Рукописи трактата «Китаб аль-адвар» хранятся во многих знаменитых библиотеках мира. В этой книге впервые встречается термин «Давр» для описания ритмического цикла и производится подробное его описание. Сафи-ад-Дин Считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции. 13-я глава книги «Китаб аль адваар» посвящена ритмическим моделям. Сафи-аль-Дин перечисляет 8 ритмических моделей и их вариаци. В книге «Рисаала» также перечисляются семь аналогичных ритмов и добавляются новые. В разных книгах под одним названием приводятся разные ритмы. Ритмы (давр) изображаются в виде полукруга на сетке или в виде круга, разделенного на секторы. Читалась они по часовой стрелке начиная с левого сектора (вдоль которого расположена стрелка). Темный сектор означал ударную долю, белый – паузу, а точнее продлевание ударной доли. Доле без продлевания соответствовал короткий слог ta, доле с продлеванием – длинным слогом tan. В учебнике по дарбуке изложена рассшифровка этих средневековых ритмов. Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии», написанных во время правления Альфонса X Кастильского (1221 — 1284). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. Альфонс был современиком Сафи-ад-Дина, возможно он изучал его труды, для Кастилии это было время расцвета наук и искусств, взращенных многовековым взаимопроникновением религий и культур. На более ранних средневековых картинах и скульптурах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами или накрами. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 г. и 1590 г., где персидские цыгане играют на подобных инструментах. Вероятно, цыгане сыграли важную роль в ее распространении. С XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречаются подобные рисунки. Показательно, что в каджарской живописи нет ни изображений тонбака, который, по-видимому, вошел в широкое употребление позже. Дарбуки были распространены в Марокко, Алжире, Сирии, Египте, Ливане, Палестине, Иране, Ираке. С другой стороны, в Турции дарбука будет представлена в классической музыке, благодяря Хасану Тахсину (Hasan Tahsin Parsadan) и его учителю Николосу Рагхебу (Nicholas Ragheb) только в начале 20 века. Вероятно, в культурах ближнего востока кубкобразные барабаны были заимстованы из региона плодородного полумесяца. В Европе кубкообразные барабаны появились в эпоху Средневековья благодаря интенсивным культурным контактам с арабским миром, но они здесь не прижилась. Возможно, это связано с тем, что многие ударные инструменты — прежде всего, восточного происхождения — оказались в какой-то момент под запретом со стороны католической и православной церкви. В результате отставание Европы по части ударных инструментов и ритмической культуры продолжалось вплоть до девятнадцатого века.
Новое время и современностьИнтересные сведения о дарбуке в современной литературе мы находим в трудах английского учёного и путешественника Эдварда Уильяма Лейна, написавшего труд о нравах египтян в 1836 г. и впоследствии многократно переиздававшийся. Он пишет, что дарбука (дарабуккеш) с деревянным корпусом, облицованным перламутром и с рыбьей кожей используется женщинами в гаремах. Другая разновидность дарбуки, более крупная из глины широко используется нильскими рыбаками для аккомпанемента зумре. Дарбуки были распространены в Марокко, Алжире, Сирии, Египте, Ливане, Палестине, Иране, Ираке. С другой стороны, в Турции дарбука займет важное место в классической музыке, благодяря Хасану Тахсину (Hasan Tahsin Parsadan) и его учителю Николосу Рагхебу (Nicholas Ragheb) только в начале 20 века. Впервые дарбука в западной классической музыке была использована в опере Гектора Берлиоза «Троянцы» (Les Troyens, 1863), в «Танце нубийских рабов» в IV акте. Первые композиции для дарбуки и оркестра были написаны Халимом Эль-Дабхом (Halim El-Dabh). в 1950-х годах; премьера его Fantasia-Tahmeel состоялась в Нью-Йорке в 1958 году. Струнным оркестром дирижировал Леопольд Стоковский. Халим эль-Дабх родился в коптской семье в Каире в 1921 г., а в 1950 г эмигрировал в США, где сочетал традиционную музыку с орекстровой и электронной. В середине 1960-х годов дарбука становилась всё популярнее в арабских оркестрах, в 1966 году она уже играла значительную роль в классичекой пьесе «Факаруни» (в исполнении Умм Кульсум). Сейчас дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке. Традиционный танец живота немыслим без дарбуки. В 1960-х годах у дарбуки появляется пластиковая мембрана одновременно с появлением таких мембран на ударных установках и она становилась всё популярнее в арабских оркестрах. В это время, в Египте и Ливане такой жанр как табла-соло достигает виртуозности исполнения, а известными исполнителями на дарбуке становятся мужчины, в то время как ранее это был преимущественно женский инструмент для сопровождения танца. Очень большой вклад в популяризацию дарбуки и жанра табла-соло внесли такие исполнители как египтяне Саид аль Артист, Хоссам Рамзи, Гамаль Гома, сириец Иссам Хоссам, турок Яшар Акпенче, ливанец Бассем Язбек, чье соло Амани мы учим и играем на концертах школы. Большую роль в популяризации дарбуки оказала индустрия танцевальных конкурсов, пришедшая в Россию в 90-х годах. Среди известных таблистов, специализирующихся на танцевальных конкурсах в России можно перечислить Осаму Шахина (носитель ливанской школы), Артёма Узунова, Орхана Исмаила, Тимура Сихарулидзе, Карину Мартиросян, да и автор учебника поработал на этом поприще. Однако в 70-х годах в Сан-Франциско, в эпоху становления феминизма часть танцовщиц отказалась от идеи соревнований и на основе восточного танца формируется новый стиль танца: «трайбл», в котором исключены принципы конкуренции и с более закрытым костюмом. В трайбл-музыке ритмы дарбуки возвращают на новом витке к тем временам, когда женщины играли и танцевали для самих себя и для других женщин. Начало нового тысячелетия ознаменовалось всплеском интереса к этнической перкуссии во всём мире. В частности, в 2000-м году появился новый вид барабанов — хэнг драм. Первую школу этнической перкуссии «GlobalBeatSchool» в Москве открыл Александр Бочагов в 2002 г., однако преподование на дарбуке велось в вертикальном порложении. На следующий год, в 2003 г. в Абдель Кадыр Саидхарун (Узбекистан) создал в Москве школу дарбуки «EthnoBeat». В том же 2003 г. в Тольятти возник фестиваль «Барабаны мира», который внёс большой вклад в популяризацию этнической перкуссии в России. В 2005 г. Дмитрий Равич создал проект «Большой Барабан», чьи инструменты теперь используются в студии «Дарбакеш». В 2008 г. ученики школы «Этнобит», Антонио Грамши и Сергей Кузнецов создали школу «Ченнелинг», которая в 2019 г. была переименована в «Дарбакеш». Отличительной чертой школы «Дарбакеш» стало широкое использование нотного материала, результатом которого в мае 2012 г. стал выпуск первого в мире учебника по дарбуке в таком объёме, продолжением которого и является настоящее пособие. В современной эстрадной музыке дарбука прозвучала в хите «Desert Rose», 2000 г. Эстрадные классические барабанщики часто используют дарбуку в вертикальном положении или как ко часть барабанной установки, что снижает возможности звукоизвлечения по сравнению с горизонтальным положением инструмента. В такой позиции практически невозможно использовать пальцевую технику с роллами и тремоло. По всей видимости, горизонтальная позиция возникла на востоке из-за традиций кочевой жизни, вследствие чего исполнители сидели на полу без стульев. Именно эта позиция дает необычайный акустический эффект со множественным эхом на открытых пространствах и в лесу. Известный барабанщик из Туркмении Ришад Шафи (1953 — 2009 гг.) использовал множество дарбук на своей гигантской барабанной установки, которая ныне хранится в музее им. Глинки, с которым автор учебника познакомился в 2006 г. на фестивале «Этнолайф» в Сарочанах.. Автор учебника также выступал с такими эстрадными артистами как Чарли Армстронг и Дмитрий Маликов. Среди современных исполнителей, в альбомах которых дарбука играет немаловажную роль, хотелось бы отметить иранскую певицу Азам али (Azam Ali, группа «Vas», «Niyaz»), канадская певица Лорина Маккеннит (Loreena McKennitt), Даяна и Дэвид Аркенстоны (Diane Arkenstone & David Arkenstone), Фил Торнтон в содружестве с Хоссамом Рамзи (Phil Thornton), болгарская группа «Irfan», американская группа «Стеламара» («Stellamara»), турецкая группа «Light in Babylon», коллектив «Estampie», группа Солас («Solas», популярна в среде «трайбл»).
Виды дарбук по материалам корпусаКрупнейшие фирмы-производители дарбук: «Alexandria» и «Gawharet El Fan» (Египет), «Emin» (Турция), «Meinl» (Германия), «Remo» (США), также были весьма популярны сирийские дарбуки, которые перестали производиться в 2015 г. из-за войны. То из чего сделана дарбука очень важно для качественного звука. Несмотря на то что традиционные материалы, из которых изготавливаются дарбуки — металл и кожа или глина и кожа, в погодных более северных широт мы рекомендуем использовать металл+пластик, так как такие дарбуки долговечны и не поддвержены перепадам влажности. Для камерной концертной деятельности и для медитации на звуке предпочтительнее использовать дарбуки из естественных материалов. Традиционно корпус дарбуки изготавливается из обожженной глины, на который с помощью веревок или жильных шнуров натягивается мембрана из козлиной кожи. В некоторых случаях используется и рыбья кожа, более устойчивая к влаге. К сожалению, фактор влажности накладывает определенные ограничения на длительность игры музыканта, особенно в вечернее время или пасмурную погоду: под влиянием сырости натяжение мембраны постепенно ослабевает и барабан теряет красоту звука. Поэтому исполнители на дарбуке вынуждены периодически высушивать кожу над огнем или другими источниками тепла. Одно из остроумных решений этой проблемы — установка внутри корпуса электрических лампочек, создающих постоянный подогрев кожи — используется крупнейшими производителями турецких дарбук, в том числе во всемирно известной мастерской "Emin". В Египте и Сирии наиболее качественные дарбуки производят методом литья из специального сплава алюминия. Метод литья позволяет делать цельным и точным обод дарбуки, позволяет соблюдать в нужных местах дарбуки необходимую, доходящую до 1 см, толщину стенок корпуса. Затем в Египте на корпус наносят мозаику из натурального перламутра или красного дерева, лучшие в мире мастера-мозаисты — потомственные мастера мозаики. Все покрывается сверху несколькими слоями лака по специальной технологии. Лак поверх мозаики придает мозаике прочность, а дарбуке глянцевый, играющий в лучах света блеск. В Сирии вместо мозаики используют красивую аппликацию. Мастера Турции предпочитают керамику, также в Турции массово используют металлическую штамповку для дешевых инструментов и отливают корпус из чугуна для более профессиональных и тяжелых дарбук. Глиняная дарбука — это удивительный инструмент. Мелодичный, тонкий керамический звон и раскатистый бас, по-настоящему создают атмосферу теплого домашнего очага и производят неизгладимое впечатление. Лучшую глину для керамики добывают в старинном городе Измир, где на протяжении многих столетий научились исключительно тонкой работе с керамикой. В результате одно- или двукратного обжига в печи с температурой, превышающей 1000 градусов по Цельсию глина переходит из порошкового несвязанного состояния в стеклообразную спекшуюся монолитную массу очень высокой прочности. Этот процесс не родственен процессу изготовления глиняных горшков и строительного кирпича, эти изделия по звучанию напоминают яичную скорлупу, поскольку к ним не предъявляется никакие акустические требования, соответственно и процесс обжига для них более упрощенный. В таких странах как США и Канада дарбуки изготавливают из стекловолокна (REMO) и дерева. Корпус из стекловолокна необычайно прочен и легок, однако традиционные мастера предпочитают лучшие дарбуки Египта и Турции. В настоящее время, в связи с широким распространением этнического барабана — дарбуки во всем мире, в том числе в странах с влажным и неустойчивым климатом, стали производиться инструменты с металлическим корпусом (из аллюминия, латуни и различных сплавов) и с пластиковой мембраной. В последнее время делаются попытки улучшить качество звучания мембраны и приблизить его к звучанию натуральной кожи, в частности, за счет использования искусственных волокон, имитирующих коллагеновые тяжи. Особенно преуспела в этом американская фирма "Remo". Виды дарбук по форме корпусаСуществуют две основные разновидности дарбуки — турецкая, с острым краем и египетская — с закругленным (ее часто называют думбеком, особенно в европейских странах и Америке). В дальнейшем речь будет идти именно о египетской дарбуке, получившей наибольшую популярность в мире. На наших занятиях мы рекомендуем использовать дарбуку с закругленными краями (в московских музыкальных магазинах ее чаще называют думбеком) как более универсальный инструмент (турецкая дарбука с острыми краями обладает более узким диапазоном применения и в настоящее время постепенно выходит из употребления). Виды дарбук по размеруПо размерам различают соло-дарбуку (мы используем на занятиях именно эту разновидность), называемую в Египте таблой, и басовую дарбуку - дохолу (эта разновидность дарбуки, благодаря мощному басу, незаменима в перкуссионных ансамблях). В Египте используется также дарбука промежуточных размеров, называемая сумбати. Широко распространены в продаже также маленькие сувенирные дарбуки. У глиняных турецких и тунисских дарбук существует множество самых разных размеров, в таблице для сравнения приведены наиболее распространенные размеры.
Виды дарбук по звучаниюВ 2019 году проводился замер диапазона звукоизвлечения трех видов дарбук, тавляка, тонбака, дойры, дафа, шаманского бубна. Все инструменты для сравнения в таблице размещены по возрастанию частоты баса. Измерения проводились для пиковых показателей Дуна и Тэка, кроме них есть масса обертонов и способов звукоизвлечения, такие как слэп, бэк, и т.д. Выяснилось, что наилучший результат по динамическому диапазону показала турецкая керамика, тунисская керамика, египетская сольная дарбука и таджикский тавляк. При этом у качественного джембе относительно небольшой диапазон, всего 447 гц, что почти вдвое меньше, чем у тунисской дарбуки. Вся фишка джембе - в насыщенных обертонах, которые дает кожа, особенно на высоких частотах. Виды дарбук в магазинах РоссииУ нас нет специального музыкального магазина, но мы можем подсказать где и по каким ценам можно приобрести инструменты. Для учеников нашей школы действует скидка в 10 % на все барабаны в магазинах Динатон по промокоду darbakesh22. Ученики на занятиях имеют возможность попробовать разные инструменты и при желании приобрести их. Перед покупкой вы можете попробовать поиграть на разных дарбуках и выбрать наиболее подходящий для вас инструмент. В комплект к дарбуке прилагается чехол. Также мы поможем настроить вашу дарбуку, если вы принесете свой инструмент в студию. Кроме дарбук у нас имеются в наличии профессиональные мембраны. Все цены приведенные ниже в таблице даны для примерного сравнения цен в московских музыкальных магазинах и в магазинах за рубежом. С 2016 г. дарбуки в Москву практически перестали поступать в продажу из-за закрытия турецкой таможни и проблем с авиасообщением с Египтом. Единственная более менее доступная марка - Mainl из Германии. С 2022 г возникли дополнительные сложности с логистикой, но небольшие партии все еще продоолжают поступать в Россию. С 2023 г из-за падения курса египетской лиры, цены на дарбуки из Египта резко поднялись, цены приведены на начало 2023 г.
Самый оптимальный инструмент для обучения на нашем курсе – египетская дарбука (думбек), хотя, в принципе, подходят и другие этнические барабаны вытянутой формы с четко выраженным низким и высоким звуком – например, джембе небольших размеров или турецкие дарбуки с острыми краями. Также мы можем порекомендовать где их можно купить с рук. Турецкая дарбукаТурецкая дарбука раньше изготавливалась из металла и была с острыми краями. На таких дарбуках использовалась щелчковая техника, схожая с иранским тонбаком. Современная турецкая дарбука под влиянием Египта стала изготавливаться с покатыми краями, но, в отличие от египетских, они крупнее, корпус как правило делается из глины, а мембрана из кожи. Для избавления от фактора влажности в дарбуку вставляют лампочку, нагревающую мембрану изнутри. Если египетская дарбука как правило используется для танцев и громкой уличной музыки, то турецкая дарбука - камерный инструмент для утонченной музыки. Звукоизвлечение на турецкой дарбуке разнообразнее, а техника и ритмы намного сложнее египетских. В нашей школе мы уделяем особое внимание турецкой технике и ритмам. Как играть на Дарбуке. Положение и основные удары: Дун, Тек, Ка.Более подробно о том как играть на дарбуке можно узнать на странице о технике игры на дарбуке.
Барабаны, родственные дарбуке в странах мира
Послушать звучание тоубелеки (Savvas)
Тариджа — небольшой керамический кубкообразный барабан со змениной кожей и струной внутри. Известен по крайней мере с 19 века, используются в Марокко в ансамблях Мальхун для сопровождения вокальной партии. Певец отбивает ладошкой основной ритм, чтобы управлять ритмом и темпом оркестра. В конце песни может использоваться для усиления энергетики и ритмической концовки. Послушать марокканский ансамбль Мальхун с тариджей
Тавлак (Tavlak).Тавлак (тавляк) — таджикский керамический кубкообразный барабан небольших размеров (20-400 мм). Тавлак - преимущественно ансамблевый инструмент, используется совместно с дойрой или дафом. Звук тавлака в отличие от дарбуки более протяжный, с вау-эффектом, более характерным для дойры или индийской перкуссии. Тавляк особо популярен в Хатолнской области Таджикистана, граничащей с Афганистаном и Узбекистаном, где он может использоваться в качестве сольного инструмента. Послушать ритмы таджикского тавляка
Кшишба используется преимущественно в cтранах персидского залива в музыке Choubi и танцевальном направлении Kawleeya (Ирак, Басра). Узкий трубкообразный барабан с деревянным корпусом и мембраной из рыбьей кожи. Кожа туго натянута и увлажнена, чтобы добиться яркого звука. Послушать звучание кшишбы (иногда вступает дарбука)
Тонбак (томбак) – иранский традиционный перкуссионный инструмент (барабан) в форме кубка. Существуют различные версии происхождения названия этого инструмента. По основной из них - название является объединением названий основных ударов Tom и bak. Сразу оговорим нюансы написания и произношения. В персидском языке буквосочетание «нб» произносится как «м». Отсюда пошло разночтение названий «тонбак» и «томбак». Интересно, что даже в фарси можно встретить запись равнозначную произношению «томбак». Однако правильным считается писать «тонбак», а произносить «томбак». По другой версии, tonbak происходит от слова tonb, что в буквальном переводе означает «живот». Действительно, тонбак имеет выпуклую форму, подобную животу. Хотя, конечно, первая версия является более общепринятой. Остальные названия (tombak/donbak/dombaк) являются вариациями первоначального. Ещё одно название - zarb - имеет арабское происхождение (вероятнее всего от слова darab, что означает звук удара в барабан). Играют на тонбаке пальцами, что характерно в целом для перкуссии восточного происхождения. Звук инструмента, благодаря не слишком сильному натяжению кожи и специфической форме корпуса, богат тембровыми оттенками, наполнен несравненной глубиной и плотностью баса. Техника исполнения на томбаке выделяет его из огромного числа барабанов этого вида: она очень изощренная и характеризуется многообразием приемов исполнения и их сочетаний. Играют на томбаке двумя руками, расположив инструмент почти в горизонтальном положении. Достижение желаемой звуковой краски, как минимум, зависит от области инструмента, на которую приходится удар, и от того, как удар производится – пальцами или кистью, щелчком или скольжением. В Москве одним из лучших мастеров, владеющих техникой игры на тонбаке является Кирилл Ошеров. Послушать звучание тонбака
Послушать зербакхали исполнения 70-х годов
Гедомбэк – это барабан в форме кубка, используемый в малайской фольклорной музыке. Тело барабана изготавливается из твердой древесины, в основном из джекфрута (восточноиндийское хлебное дерево) или ангсаны. Мембрана изготавливается из кожи козы. Выступают обычно два человека с двумя инструментами, один из которых называется Gendang Ibu (Мать),–имеющий более низкий звук, а другой - Gendang Anak (Ребенок), имеющий такой же размер, но при этом более высокий звук. При исполнении барабан лежит в горизонтальном положении, левой рукой бъют по мембране в то время как правая закрывает и открывает отверстие. Как правило гендонбак используется в паре с двусторонним барабаном генданг ибу (Gendang ibu). Послушать звучание гедонбэка
В Таиланде и Камбодже барабан, очень похожий на гедонбэк и на огромную дарбуку носит название Тон. Он часто используется совместно с рамочным барабаном под названием рамана (ramana). Эти два инструмента часто называются одним словом thon-ramana. Тон кладется на колени, и по нему бьют правой рукой, в то время как рамана удерживается в левой руке. В отличие от гедонбака, тон гораздо крупнее - его корпус достигает в длину метра или больше. Корпус изготавливается из дерева или из фаянса. Дворцовые тоны очень красивые, с отделкой из перламутра. С такими барабанами как правило устраивают танцевальное шествие и играют полиритмию с металлофонами. Послушать звучание тона в танцевальном шествии
Послушать соло тумбакнари совместно с готамом.
|
У каждого мастера свой стиль, на нашем сайте вы найдете статью о известных мастерах дарбуки.
В Древнем Египте были известны названия барабанов – кемкем (егип. Kmkm – звукоподражательное), тебен (егип. Tbn). Самое раннее упоминание восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства), где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане.
Наиболее древними являются цилиндрические барабаны. Помимо многочисленных изображений музыкантов с барабанами на рельефах и росписях сохранилось несколько инструментов различной конструкции – из них 4 находятся в Египетском музее (Каир), 2 других – в Лувре (Париж) и в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
Самый ранний из дошедших образцов – военный барабан (относится к периоду Среднего царства, 21-16 вв. до н.э.) – был обнаружен в одной из гробниц в Бени-Хасане (ныне в Египетском музее). Корпус барабана сделан из выдолбленного ствола пальмового дерева слабо выраженной бочонкообразной формы длиной 65 см., диаметром по краям 29 см.; в гробнице также обнаружены остатки кожаной мембраны и шнуры, которые предохраняли корпус от рассыхания (витки шнура пропечатались на корпусе). Остальные барабаны Египетского музея датируются XVIII династией Нового царства (16 в. до н.э.). Подтверждением последней датировки служит орнаментальный узор в виде пальметт на петлях, через которые продевалась веревка для подвешивания барабана на шее исполнителя. Корпус одного барабана сделан из бронзы, что можно считать уникальным случаем. Размеры его совпадают с барабаном из Бени-Хасана, но он имеет явную бочонкообразную форму, наиболее распространенную.
Барабан из Лувра иной конструкции: радиографический анализ показал, что корпус его сделан из 24 досочек, плотно скрепленных вместе; 2 красные мембраны были соединены сложной системой шнуров, регулирующих их натяжение.
Играли на барабанах одновременно всеми пальцами обеих рук или перебирая каждым отдельно в мелкой технике. Палочки не применялись. Инструмент имел религиозно-ритуальное назначение, был широко распространен и в повседневном быту (под его аккомпанемент совершали каждодневные работы). В ансамбле с трубами он являлся главным инструментом военной музыки (все, кто хотели играть в армейских ансамблях, должны были проходить испытательный срок).
В одном тексте датированном XVII династией (16 в. до н.э.), говорится, что некий Эмхеб тайно практиковался на барабане, чтобы превзойти в искусстве игры своих соперников. Он держал свои пальцы крепко и гибко, чтобы извлекать различные звуки. Однажды он победил в состязании с другими исполнителями, играя, как сказано в тексте, «семь тысяч длин». Завоевав прочное положение музыканта в армии, он сопровождал фараона (Камеса?) в военных походах, но однажды его превзошла рабыня – искусная исполнительница, приобретенная фараоном. Однако обычно на барабанах играли только мужчины.
Судя по изображениям, исполнителями были главным образом нубийцы. Игра их отличалась, видимо, подчеркнутой экспрессией, заражая своей ритмикой танцоров, движения которых зримо отличались от исконно египетских танцев. Барабан как ансамблевый инструмент сопровождал ритуальные процессии и культовые танцы. Известны рельефы с изображением церемонии празднества Опет (праздник в честь перенесения священной ладьи бога Амона из храма в Карнаке в его «южный гарем» - Луксор) с музыкой, пением гимнов, сложными акробатическими танцами.
Дарбука явлется сердем ближневосточного ансамбля, однако совместно с дарбукой часто используется рик в Египте, давул в Турции, кшишба в Ираке, даф в Иране.
Рик — маленький рамочный барабан, с пятью парами цымбал. Рик используется в классической, эстрадной и танцевальной музыке. В некотором смысле, техника игры на рике более сложная, чем на дарбуке, в связи с тем, что играть приходится не только на мембране, но и на цымбалах. При этом левая рука не только играет, но и поддерживает инструмент. Это позволяет развивать мышцы левой руки. Играющему на дарбуке желательно уметь играть также и на рике. Распространенные размеры рика — 22-25 см в диаметре и 5–7 см. по глубине. Существует также рик больших размеров, так называемый Мазар.
Самые лучшие мембраны для риков делаются с использованием влагоустойчивой рыбьей кожи. Традиционно в Египте рики делались с использованием кожи нильского ската, но сейчас найти их крайне сложно, так как скат занесен в красную книгу. Многие египетские рики сейчас делаются из пластика с довольно шумными цымбалами, которые в основном используются в танцевальной музыке, но для более камерной музыки использовать их сложно. Качественные цымбалы изготавливаются из бронзы или меди методом ручной ковки. Поверхность таких цымбал неровная, со множеством впадинок от ударов молоточка. Корпус качественного рика изготавливается из лимонного дерева и инхркстируются полудрагоценным перламутром. Очень хорошие профессиональные рики делает Kevorg. В Москве одним из лучших мастеров, владеющих техникой игры на рике является Андрей Танзю. В умелых руках рик способен заменить целую ударную установку.
Само название «Riq» появилось во время наполеоновского вторжения в Египет и означает буквально «каторжник» или «запасной». А закрепился этот термин в 1932 г во время всемирного конгресса арабской музыки в Каире. Более подробно об этимологии слова и использовании рика можно почитать в этой статье:
Статья о рике на английском (PDF)
Послушать соло рика
Даф — один из древнейших рамочных ударных инструментов, о котором существует много народных сказаний. Время его возникновения соответствует времени появления поэзии. Например, в Тоурате говорится, что это Тавил - сын Лямака изобрёл даф. А также, когда речь идет о свадьбе Соломона с Белкис, то упоминается, что даф звучал в их брачную ночь. Имам Мохамад Казали писал, что пророк Мохаммад сказал: " распространяйте брак и играйте громко на дафе". Эти свидетельства говорят о духовной ценности дафа.
Ахмед бен Мохаммад Альтавуси так пишет про отношения дафа с играющим на нём и манеру игры на дафе: "круг дафа - это круг Akvan (бытие, мир, всё сущее , вселенная) и кожа, которая натянута на нём - это абсолютное существование, и удар в него - это вступление божественного воодушевления, которое из сердца, внутреннего и сокровенного, переносится на абсолютное бытие. И дыхание играющего на дафе - это напоминание о степени Бога, когда его обращение к людям, их душу в плену любви расположит".
В Иране суфии использовали даф для ритуальных церемоний ("зикр"). В последние годы иранские музыканты с успехом стали использовать восточный барабан - даф в современной эстрадной персидской музыке.
В нашей школе проводятся факультативные занятия по дафу и рику.
Послушать звучание дафа
Бендир — барабан севера Африки (Магриба), особенно региона Восточных Берберов. Представляет собой рамочный барабан, изготовленный из дерева и обтянутый с одной стороны шкурой животного. На внутренней поверхности мембраны бендира обычно прикрепляются струны, которые создают дополнительную вибрацию звука при ударе. Самый лучший звук получается на бендире с очень тонкой мембраной и с довольно прочными струнами. Алжирские и марокканские оркестры, исполняющие как современные, так и традиционные музыкальные формы. В отличие от дафа, у бендира отсутствуют кольца с обратной стороны мембраны.
Рассказывая о ритмах и инструментах Северной Африки, нельзя не упомянуть о еще одной любопытной традиции, а именно групповое хлопанье в ладоши. Для туристов эта традиция кажется, мягко говоря, необычной, а для самих жителей Магриба нет ничего привычней, чем собраться всем вместе и начать хлопать в ладоши, создавая определенный ритм. Секрет правильного звука при хлопке заключается в положении ладоней. Описать это довольно трудно, но сами местные жители говорят, что при ударе нужно почувствовать, как зажимаешь воздух обеими руками. Также важно и само движение рук - абсолютно свободное и расслабленное. Подобные традиции также можно встретить в Испании, Индии и на Кубе.
Послушать соло на марокканском бендире
Давул — барабан, распространённый у курдов, в Армении, Иране, Турции, Болгарии, Македонии, Румынии. С одной стороны имеет мембрану из козлиной кожи для баса, по которой бьют специальной твердой, с другой стороны натянута овечья кожа, по которой бьют прутиком, извлекая высокий хлесткий звук. В настоящее время мембраны стали изготавливаться из пластика. Иногда палочкой бьют по деревянному корпусу. На Балканах и Турции ритмы для давула довольно сложные, как правила на нечетные ритмы и с синкопами. В нашей студии мы используем давул для уличных выступлений и для постановки чувства ритма.
Послушать звучание давула
Кеберо — двусторонний конический барабан, использующийся в традиционной музыке Эфиопии, Судана и Эритреи. Кеберо — единственный барабан, который используется во время службы в христианской церкви в Эфиопии. Маленькая версия кеберо используется во время гражданских праздников. Корпус сделан из металла, обе стороны закрыты кожаной мембраной.
Бочонкообразный барабан типа Кеберо упоминается в тексте песни «Семи Хатхор», которая исполнялась с инструментальным сопровождением и танцами. Запись текста сохранилась в храме богини Хатхор в Дендера (постоен между 30 г. до н.э. и 14 г. н.э.). Впоследствии бочонкообразный барабан перешел в традицию последующих эпох. Подобный конусообразный барабан – кэбэро применялся при богослужениях в Коптской церкви, ныне сохраняется в ритуалах Эфиопской церкви.
Послушать эфиопскую службу с кеберо
Тобол — барабан туарегов. Туареги - единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой, (самоназвание - "народ покрывала"). Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь, аменокаль.
Известный французский исследователь А. Лот писал о тоболе – барабане, символизирующим вождя у туарегов: «Он является олицетворением власти у туарегов, и иногда самого аменокала (титул вождя племенного союза) называют тоболом, как и все племена, находящиеся под его покровительством. Проткнуть тобол – самое страшное оскорбление, какое только можно нанести вождю, а если противник сумеет выкрасть его, то престижу аменокала будет нанесен непоправимый ущерб.
Обычно цимбалы используют танцовщицы, надевая их на пальцы, но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.
Цимбалы, Zillы, Сагаты — все это не просто разные названия одного инструмента. Все они, хоть и были схожими по назначению и внешнему виду музыкальными инструментами, но изготавливались из разных металлов, имели разный размер и толщину и, соответственно, разное звучание.
Так, если Zillы имели более мелодичный звон, напоминающий колокольчик, то Цимбалы напротив имели более грубое звучание.
В целом, Сагаты – это, наверное, один из древнейших инструментов. В Древнем Египте использовались храмовые систры, где использовались похожие тарелочки.
Послушать звучание цымбал
В нашей школе проводятся факультативные занятия по дафу и рику.
С 20 октября 2024 г. занятия возобновятся по новому адресу: 1-ый Басманный пер, 2А. (Комсомольская, Красные Ворота, Бауманская) 18 июня 2024 года вышло шестое издание учебника «Дарбука продвинутого уровня» 26 мая 2024 г. выступили в ресторане «Падишах» 21 апреля 2024 г. приняли участие в вечеринка «Навруз» 17 февраля 2024 г. приняли участие в фестивале «Этнофест» 26 января 2024 года вышло девятое издание учебника «Дарбука для Начинающих» 4 декабря 2023 г. провели концерт-лекцию в Ближневосточном клубе РГГУ 18 ноября 2023 г. провели концерт-лекцию в библиотеке Иностранной Литературы 7 октября 2023 г. выступили на фестивале Ethno Fest 31 августа 2023 г. выступили в азербайджанском павильоне ВДНХ 5 июля 2023 г. приняли участие в спектакле «1001 ночь» в театре ШДИ С 19 по 25 июня приняли участие в фестивале «Барабаны Мира 2023». С июня занятия проходят в среду и субботу по адресу: м. Павелецкая, ул. Зацепа 21, репбаза LikeStudio 23 апреля 2023 г. выступили на фестивале «Ведаю путь» 8 апреля 2023 г. выступили на фестивале Железяка 19 марта 2023 г. приняли участие в концерте в ЦДРИ 16 февраля 2023 г. приняли участие в спектакле 1001 ночь в театре ШДИ 26 ноября 2022 студия выступила на фестивале «ZaraFusion». 6 ноября 2022 студия выступила на фестивале эзотерики «Ведаю путь». 21 октября 2022 состоялся открытый урок по дарбуке по новому адресу. C 21 октября 2022 занятия будут идти по новому адресу и новому расписанию. 7 августа 2022 г.состоялсся концерт-лекция в «Белых облаках» 2 июля 2022 г.приняли участие в «Супер-пупер фесте». 20-26 июня 2022 состоялся фестиваль «Барабаны мира 2022» 28 мая 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в на восточной вечеринке «Orient», смотрите видео > 14 мая 2022 г. состоялся мастер-класс по ритмам Алжира. 28 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в в клубе «WIP», смотрите видео > 24 апреля 2022 г. студия Дарбакеш выступила в на фестивале «ЖелезЯка», смотрите видео > 19 марта 2022 г. студия Дарбакеш выступила в ДК «Мосрентген», смотрите видео > С 19 февраля 2022 г. в продажу выходит инновационный учебник по дарбуке базового уровня (восьмое издение) В январе 2022 г. появился раздел композиций и этюдов из учебника с аудио и видеозаписями. 19-го января 2022 г.состоялся открытый урок по дарбуке, приглашаем присоединяться к группе. 29-го декабря 2021 наше школа провела ритуал встречи нового года в евразийком центре им. Гумилева.
27 ноября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале FantasyShow. 3 октября 2021 Дарбакеш выступил на фестивале Remarket. 21-22 августа 2021 состоялся мастер-класс в Краснодаре. 17 августа 2021 наша школа выступила в музее Марины Цветаевой. С 21 июня по 27 июня наша школа была представлена на фестивале «Барабаны мира 2021» 29 мая 2021, в субботу,состоялся открытый урок по дарбуке, по субботам открылась группа для начинающих. 15 мая 2021 состоялась лекция о ритуальных ритмах в магазине «Белые облака». В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте. 5 декабря 2020 г. в 19:30 отпраздновали 12-летие студии 14-го ноября 2020 г.в состоялся открытый урок по дарбуке. 12 сентября 2020 на Сретенке 27 состоялся открытый урок по дарбуке.Приглашаем к участию в новой группе! 1 марта 2020 г. наша студия выступила на сцене театра ШДИ в спектакле 1001 ночь На сайте студии появилась статья по хронологии этнической перкуссии в России. 17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня C 19 января 2020 г. прошел мини-курс для начинающих. 12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке. На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями. На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis» Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений: 1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии. 29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука. 22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире. 12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе! 28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино. C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00. 17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая. 12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок. 18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB 27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино. 29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской. 23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф. 14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов. 10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира. С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16. 16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах. 2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений. 26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме 11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы. На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF). 23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений. Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF. Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы. C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017. 17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене. 20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице. 16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши) 19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах. 4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa. 22 ноября 2016 г. опубликовано
|
|
Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008–2024 Запись на занятия по дарбуке: www.al-mental.ru - музыкальный проект При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник |