Как играть на Дарбуке. Положение и основные удары: Дун, Тек, Ка.
«Что служит началом и основанием музыки? Все те сущие, хотя и неодушевленные, которые способны, придя в движение, а через него и в состояние возбуждения, издавать авазэ... Музыка — это авазэ. А без помощи авазэ ничего не может быть сказано, как без движения ничто не может облечься в плоть»
Из древнего персидского трактата.
От удара чанга и дафа мое сердце разгорается желанием встречи с тобой, Ибо в каждом, кто обтянут кожей, есть любовь божья.
Мавляна Бисати
Дарбука — старинный ближневосточный барабан кубкообразной формы. Средняя высота инструмента — 430 мм, диаметр мембраны — около 220 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и сумбати — нечто среднее между таблой и дохоллой. К семейству кубкообразных барабанов принадлежат также африканский джембе, иранский тонбак и многие другие барабаны.
Барабан на Востоке — не просто музыкальный инструмент, это хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. Бой на дарбуке можно услышать на базаре и во время церемоний. Существуют азиатские и африканские ритмы, которые, не меняясь, веками звучат на свадьбах и похоронах, поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества.
Во время игры на дарбуке очень важным моментом является правильное положение рук и ног играющего. Неправильное положение приводит к преждевременному утомлению и трудностям при исполнении. Постановка инструмента может быть довольна разнообразной, но во всех случаях корпус дарбуки, опираясь на левое бедро, располагается в горизонтальном положении так, что мембрана находится ближе к правой руке (для левшей наоборот). Такая асимметричность связана с разной ролью, которую выполняют правая и левая рука. Правая рука в основном играет базовый ритм, левая — украшения и заполнения. Для предотвращения падения дарбуки во время сильных ударов приподнимайте слегка левую пятку, чтобы дарбука ложилась удобнее.
В дальнейшем для обозначения ритмов мы будем использоваться язык звуков Дун-Те-Ка. Ваша задача — четко проговорить, запомнить и воспроизвести эти ритмы.
Для занятий в домашних условиях во избежание шума бывает необходимо вкладывать внутрь корпуса ткань. Это не только снижает шум, но и делает удары сухими и четкими, что способствует отработке техники.
D (Дун) — звук сердца дарбуки, извлекается из средней и центральной части мембраны сложенными пальцами и частью ладони. Для чистоты звука между пальцами не должно быть никаких зазоров. При тихой игре звук можно извлекать подушечкой среднего пальца, согнутого в форме клюва. Для быстрого переключения к высоким ударам руку не следует помещать слишком близко к центру. Рука при ударе выполняет легкое волнообразное движение, при этом локоть не следует оттопыривать, а ладонь отскакивает от мембраны в результате расслабления запястья и колебания мембраны. Для проверки расслабления достаточно зафиксировать запястье на 90°, а пальцы при движении рук должны издавать хлопок. Если рука недостаточно расслаблена или входит под неправильным углом, то звук будет сухой и неглубокий. Басовый удар левой рукой называется Гун (G). Запястье расслаблено, локоть левой можно слегка поднять, но не сильно высоко. Некрасиво, когда локти торчат во время игры.
T (Тэк) — голос дарбуки, его тембр индивидуален для каждого инструмента, а высота регулируется натяжением мембраны. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их под солнечными лучами или у костра. В турецкие глиняные дарбуки для натяжения встраивают лампочку накаливания, а египетские дарбуки с пластиковыми мембранами настраиваются при помощи винтов. Звук «Тек» извлекается верхними фалангами пальцев в месте соединения корпуса и мембраны. Пальцы прямые и растопыренные, а запястье находится слегка за плоскостью мембраны. Несмотря на то, что пальцы расслаблены, не следует их изгибать. Удар должен быть достаточно громкий и внятный. Во избежание повреждения пальцев, слишком сильно бить тоже не стоит. Со временем кожа пальцев становится тверже и устойчивее к сильным ударам, при этом мозолей возникать не должно в отличие от других видов барабанов. Для более быстрой игры используются удары отдельными пальцами. Иногда для разнообразия звука удар наносится чуть ближе к центру, но вначале нужно научиться контролировать, чтобы место и сила удара оставались постоянными.
K (Ka) — изюминка дарбуки. Удар выполняется сложенными безымянным и средним пальцами. Локоть должен покоиться на корпусе, сохраняя инструмент в стабильном положении. В случае быстрой игры в турецкой манере его можно слегка поднять до уровня запястья. Рука с запястьем образуют прямую линию, а пальцы согнуты в форме буквы Г. При ударе запястье выполняет вращательное движение, пальцы падают на край мембраны за счет расслабления, а не нажатия, подобного игре на фортепьяно. Звук должен получаться четкий и не раздвоенный. При игре на египетской дарбуке звук по звонкости напоминает звон колокольчика. Если мембрану в верхней части прижать, то можно получить самые разнообразные по тону звуки. Такие удары напоминают резкие сухие щелчки и называются Слэпом (S). По чистоте слэпа можно проверить качество удара Ка и степень расслабления пальцев. У большинства левая рука находится в спящем состоянии, а мышцы находятся в постоянном тонусе, но игра на дарбуке приводит к ее освобождению, так как требуется высокая беглость и расслабленность. Это, в свою очередь, активизирует правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление.
B (Бэк) — очень важный и вместе с тем один из самых сложных ударов. В некотором смысле он является противоположностью удара Дун, так как он наносится в том же самом месте, но рука при ударе не отскакивает, а плотно прижимается к мембране, гася ее колебания. Бэк напоминает хлопок без малейшей примеси баса. Рука максимально расслаблена, а пальцы сложены в виде лодочки. На Египетских дарбуках Бэк звучит особенно хлестко и громко. Существует множество разновидностей Бэка, как открытые, так и закрытые. При выполнении открытого удара рука отскакивает от мембраны, при этом звук получается очень высокий и хлесткий. Для достижения этого результата следует тренироваться в выполнении бэка отдельными пальцами. Особенно интересно звучит Бэк, выполненный указательным пальцем. Еще одна разновидность Бэка — удар Пэк, выполняемый левой рукой.
Орнаментация ритмов при помощи роллов (~, r) является изюминкой игры на дарбуке. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг). В дальнейшем под «~» в качестве обозначения имеются ввиду одиночные форшлаги, а под обозначением «r» имеются ввиду комбинации из 32-х долей, растянутые на несколько 16-х. В разделе ритмов роллы не прописаны, их надо использовать по своему усмотрению. Важно помнить, что не стоит переусердствовать с роллами, оставляя для ритма воздушное пространство. Каждый ролл должен играться четко и выразительно.
Помимо базовых ударов существуют самые разнообразные типы ударов, например щелчки пальцами, щелчки ногтями и щетки.
Список обозначений основных видов ударов
D (Dun) — низкий открытый удар правой рукой ближе к центру. Звук должен
быть низким и глубоким, пальцы сложены вместе.
G (Gun) — аналог Dun'а для левой руки. Если в записи встречается серия DDDD, то, как правило, имеется в виду DGDG.
T (Tek) — высокий звонкий удар правой по краю. Удар выполняется слегка разведенными пальцами.
t (te) — тихий удар правой по краю
K (Ka) — высокий звонкий удар левой по краю. Выполняется безымянным и средним пальцем, сложенными вместе.
k (ka) — тихий удар левой по краю.
S (Slap) — удар левой, при этом ребро правой ладони перегораживает мембрану. Высота звука определяется местом прижатия ребра ладони. Для получения более звонкого звука вместо перегораживания используют прижатие указательного пальца. Иногда мембрану прижимают коленом.
~, r (ролл) — несколько пальцев «перекатываются» перед основным ударом.
Существует много разновидностей роллов, о чем речь пойдет на наших
занятиях.
B (Bak) – закрытый взрывной удар правой. Рука сложена «лодочкой». Существуют также открытые разновидности данного удара и удары плоской ладонью.
P (Pak) — аналог Bek'а для левой руки. При обозначении BBBB, как
правило, будет иметься в виду BPBP.
b – тихий bek, иногда им заменяют t.
L — сдвоенный удар, k и t наносятся почти одновременно: первым наносится k, сразу после t.
U — сдвоенный удар Dk.
F — щелчок пальца. Палец левой руки соскальзывает с большого, мембрана глушится правой рукой.
C — ногтевой щелчок. Как правило мембрана глушится основанием ладони или большим пальцем.
В записи ритмов везде, где указан акцентированный T, можно использовать Bak, Slap или щелчок в зависимости от желания придать звуку ту или иную окраску.
Звук рождается на границе инcтрумента и человека, его чистота зависит от
глубины взаимодействия и эмоционального состояния. Добивайтесь глубокого
низкого Дуна, без отзвука, и четкого звонкого Тека.
Отдельно коснемся турецкой разновидности дарбуки с острыми краями (мы
будем называть ее турецкой дарбукой). В отличие от традиционной арабской
дарбуки, здесь кистевой удар для исполнения tek левой рукой заменен на
щелчок — соскальзывание безымянного пальца с большого (или со среднего).
Технические возможности турецкой дарбуки довольно ограничены (прежде
всего, для левой руки), и она постепенно теряет популярность. Одно из
немаловажных достоинств турецкой дарбуки — легкость ее конструкции,
позволяющая использовать ее в качестве походного инструмента. В самой
Турции часто используют «гибридные» инструменты — дарбуки с узким, но
все же закругленным краем, на котором можно применять как кистевую, так
и щелчковую технику.
Дарбука — инструмент древний, но при этом динамично развивающийся.
Эволюция техники продолжается и в наше время. Наибольший вклад в ее
усовершенствование внесли современные турецкие исполнители. Для турецкой
манеры игры на дарбуке характерна изощренная пальцевая техника, с очень
разнообразной аппликатурой, позволяющая к тому же за счет поперечных
колебательных движений кисти значительно увеличить скорость игры.
Приглашаем в начинающую группу по дарбуке! Занятия будут идти по вторникам с 25 февраля с 19 до 21 у нас в студии. Проводить занятия будет выпускница РАМ им. Гнесиных Джейран Мурадова
В январе 2021 г в журнале «Неизвестная Сибирь» вышла статья Сергкя Кузнецова про шаманские бубны. Ознакомиться с информацией о шаманских бубнах можно на нашем сайте.
На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»
C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.
17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.
12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок, следующий открытый урок планируется в марте.
18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB
С 13 января 2018 г. запускается курс«Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)
Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.
Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.
Более 2000 ритмов (арабские, турецкие, балканские, кавказские, марокканские, суфийские и др.)
Более 2000 упражнений (пальцевая техника, тремоло, сбивки, рудименты, рассинхронизация рук и др.)
Список обозначений основных видов ударов
D (Dun) — басовый удар правой.
G (Gun) — аналог Dun'а для левой руки.
T (Tek) — высокий удар правой по краю.
t (te) — тихий удар правой по краю
K (Ka) — высокий удар левой по краю.
k (ka) — тихий удар левой по краю.
S (Slap) — удар левой, при этом ребро правой ладони перегораживает мембрану.
r (ролл) — несколько пальцев «перекатываются» перед основным ударом.
B (Bak) – "хлопок" правой.
P (Pak) — аналог Bak'а для левой.
Дизайн:
Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008–2025
Телефон:
8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов
барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию