Когда женщины были барабанщикамиby Layne Redmond Да, действительно были времена, когда основными барабанщиками и перкуссионистами при храмах были женщины. Самое раннее упоминание барабанщицы восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства), где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане. В одном тексте датированном XVII династией (16 в. до н.э.), говорится, что некий Эмхеб тайно практиковался на барабане, чтобы превзойти в искусстве игры своих соперников. Он держал свои пальцы крепко и гибко, чтобы извлекать различные звуки. Однажды он победил в состязании с другими исполнителями, играя, как сказано в тексте, «семь тысяч длин». Завоевав прочное положение музыканта в армии, он сопровождал фараона (Камеса?) в военных походах, но однажды его превзошла рабыня – искусная исполнительница, приобретенная фараоном. Одной из первых упомянутых барабанщиц в истории была также жрица из Месопотамии по имени Липушиау. Жила она в полисе (город-государство) Ур в 2380 году до нашей эры, который тогда завоевал все полисы по соседству. Липушиау была духовной, финансовой и административной главой храма Экишнугала, посвящённого богу луны Нанна-Суену — самого главного храма в Уре. Её эмблемой служил балаг-ди, небольшой барабан на круглом ободе для проведения литургических песнопений. Более 4000 лет назад Липушиау зажигала! Далее Лэйн Редмонд описывает свой опыт встречи с Гленом Велезом и его барабанами: — Девятнадцать лет назад я была повержена в благоговейный шок, когда увидела как Глен Велез ( Glen Velez ) играет на коллекции необычных ручных барабанов. Они были очень красивые, из множества разных культур, и большинство из них принадлежало к классу фрэйм драм (рамочный барабан). Я была просто поражёна исполнением Глена и решила познакомиться с ним после концерта. Тогда он особо не занимался преподаванием, но я всё же убедила его взять меня в ученики. Среди барабанов, на которых он играл на выступлении, была дарбука — это керамический барабан в форме песочных часов с Ближнего Востока. Его я и выбрала для нашего первого урока, как мне показалось он был больше всего похож на конги, игре на которых я тогда уже училась. Но когда я приехала, Глен меня огорчил — тем утром он уронил и разбил думбек. Тогда Глен прошёлся по студии заваленной всяческими бубнами всех видов и взяв со стены египетский тамбурин, спросил : «Хм, как на счёт этого?» Конечно, это было не совсем то, что я ожидала, но, не желая потерять такого опытного учителя, я согласилась. Взял в руки свой первый тамбурин и начал прилежно проходить процесс обучения игры на нем, который в итоге изменил всю мою жизнь. Раз в неделю я приходила на урок, записывала его на диктофон и каждый день, потом занималась дома. Довольно быстро я осознала, что начала изучать на первый взгляд простой, но на самом деле сложный инструмент. Глен занимался у учителей из Южной Индии, Ближнего Востока, Азербайджана, Северной Африки и Бразилии. Из этих разных стилей он развил свою собственную технику и начал создавать скурпулёзно подобранные фразы, которые основывались на необычных ритмических рисунках — циклах из десяти, девяти и восьми битов, внутри которых он мог подать мне сигнал, используя другой ритм, чтобы перейти на цикл семи, шести, девяти битов, и так далее. Так как я долгие годы играла 4/4, мне слолжно было адаптироваться к новой концепции и музыке. Но оказалось напротив, что все эти семи, пяти или даже 37-дольные циклы на четырёхдольном пульсе не были так сложны для меня. Через несколько лет Глен и я начали выступать вместе в рамках новой музыкальной сцены в Нью Йорке и Европе и обратили на себе пристальное внимание, получив хорошие отзывы в прессе. Мы начали записываться на нескольких серьёзных лейблах в Европе и Америке, и целых девять лет выступали вместе. И хотя я никогда не планировала строить карьеру на игре на тамбурине, он вскоре занял главное место в моей жизни. В этот период я начала изучать историю рамочных барабанов, чьей родиной, скорее всего, являлись древние культуры Средиземноморья. Существуют редкие упоминания о барабанах формы песочных часов или чана, а как раз рамочные барабаны были самыми распространёнными. По крайней мере, с 3500 лет до н.э. по 500 лет н.э. они уж точно были главным перкуссионным инструментом. [На самом деле самыми древними барабанами были в виде кубов, о чем читайте в статье про древние барабаны]. У Глена в коллекции набралось несколько сотен изображений барабанщиков с барабанами, и, к моему удивлению, почти все они были женщинами. На многих были изображены богини или жрицы. В культурах Анатолии (старая Турция), Месопотамии, Египта, Греции и Рима богиня с рамочным барабаном в руках стала неотъемлемой частью мистических религиозных традиций. Я обнаружила рамочные барабаны в центре древнейших бесноватых сборищ — это старейшая техника для изменения сознания. Таинственные ритуалы могли длиться несколько дней с безостановочным боем барабанов и танцами. Отнеситесь к этому с пониманием — это была своего рода церковь, довольно сильно отличавшаяся, конечно, от той, куда я ходила в детстве. Рамочный барабан отличается намного большим диаметром мембраны, нежели его глубина. Глубина корпуса варьируется от 2х дюймов до 6, а в диаметре от 4х до 30 дюймов. Большинство таких барабанов были переносными и их можно было держать одной рукой. У рамочных барабанов чаще всего кожа была натянута с одной стороны, но иногда натягивали и с двух. Колокольчики или какие-либо другие звенящие и шумящие вставные элементы прикрепляли внутрь обода, и в древние времена считалось, что они добавляют барабану силу очищать, снимать заклятия и призывать духов. Очень часто барабан окрашивали в красный цвет — цвет крови, иногда в зелёный — цвет плодородия, первобытные цвета жизни. Мистические символы и рисунки также могли быть нанесены на кожу или на корпус барабана. Часто прикрепляли завязанные в ритуальные узелки нитки или ленточки для молитв и заклинаний. Хотя рамочный барабан очень похож на шаманский бубен, распространённый в Азии и Северной Америке, существует значительная разница в том, как на них играли. В шаманский барабан били костью, рогом или палкой. А на средиземноморском рамочном барабане играли исключительно голыми руками. Тогда как удар по барабану палкой давал одинаковый глубокий резонирующий звук, пальцевая техника позволяла добиться большего разнообразия: глубокий открытый тон, шлепок, высокий по тону удар у обода и даже мягкий щёточный звук. Такая разница в технике удара привела к разнице в конструкции. Внутренний край обода средиземноморского барабана часто был скошен и кожа натягивалась обычно более тонкая, чтоб улучшить звуки от игры пальцами и руками. Руки или палки? Я так и не смогла определить какая техника является более древней — шаман с палкой или фрэйм драмс в голых руках. Использование и конструкция этих барабанов настолько похожа, что они, возможно, происходят из одной и той же древней техники изменения сознания. В каждой древней цивилизации Средиземноморья, что мне приходилось изучать, была богиня приносящая людям дар творить музыку. В Шумере и Месопотамии это были Инанна и Иштар, в Египте — Хатор, а в Греции это была одна из девяти муз. Музыкальное, художественное и поэтическое вдохновения всегда считались детищем божественного женского начала. Одной из основных техник соединения с этой силой вдохновения была игра на барабане. Барабан был средством, которым наши предки призывали богинь, и инструментом, через который богини говорили. Жрица, играющая на барабане, была посредником между мирами. Входя в согласие со священным ритмом, она действовала как призывающий и передающий элемент, собирая потустороннюю энергию и раздавая её окружающим. Одно из первых изображений барабана было нанесено на стене зала алтаря в городе Неолитик на территории нынешней Турции 5600 лет до нашей эры. На той стене изображена группа танцующих вокруг быка фигур в леопардовых шкурах, в руках некоторых из них перкуссионные инструменты. Одна фигурка держит инструмент в форме рога в одной руке и бубен во второй. Другие держат что-то наподобие шейкеров или погремушек, и инструменты из луков вроде Бразильской беримбау. Проводящий раскопки археолог Джэймс Меллаарт (James Mellaart) явил свету множество других алтарей в Неолитике, прославляющих великую богиню, и он полагает, что именно жрицы проводили соответствующие ритуалы. На сегодняшний день эти рисунки являются самым древним упоминанием этих традиций, поклоняться богиням. С 3000 по 2500 гг до н.э. шумерцы упоминают в своих письменах богиню Инанну как создательницу бубна и других музыкальных инструментов. В них говорится о жрице Инанне, которая пела и читала заклинания под ритмы круглых и квадратных барабанов. Помимо письменных источников так же было обнаружено множество фигурок женщин играющих на бубне. Такие ритуалы перенеслись в дальнейшем и на воспевание Иштара, Ашераха, Ашторета, Астарта и Аната в Месопотамии, Финикии, Палестине и Ассирии. Где-то между 2000 и 1500 годами до нашей эры бубны дошли до Египта. Из доклада Джэймса Блэйдса (James Blades): «Все записи этого периода показывают, что исполнителями были женщины; да и вообще вся практика музыкального искусства, похоже, полностью возлагалась на слабый пол, с одним заметным исключением — бог Бес, которого зачастую изображали с барабаном цилиндрической формы (фрэйм драмс)» Другой текст описывает жриц как композиторов и постановщиков музыки и танца в религиозных действах. В музее Каира хранится настоящий прямоугольный двухсторонний рамочный барабан из 1400 годов до н.э., который нашли в гробнице женщины по имени Хатнофер. Также с Птоломеева периода сохранилась кожаная мембрана от фрэйм драмс с рисунком женщины, играющей перед богиней Изидой. Надпись на барабане гласит: «Изида, Дама Небес, Хозяйка Богинь. » Важно понимать значимость женского главенствования над священной музыкой и танцем в Египте. Религиозные церемонии, могут синхронизировать скрытую силу разума и напрямую влиять на наше восприятие реальности. Их используют для пробуждения и формирования группового эмоционального поведения, создавая единое для всех участников состояние сознания. Таким образом, в политическом применении музыка может воздействовать на куда более высоких уровнях — эмоциональных, духовных, интеллектуальных и физических — чем только отдельные слова. Раз музыка инициирует изменения в групповом сознании, то её можно использовать в обширных социальных и экономических циклах. Библейские земли тоже хранят многие изображения женщин, играющих на фрэйм драмс. В Ветхом Завете имеются упоминания тамбурина под именем тоф, который переводили как тимбрел или табрет. Exodus 15:20 «И Мириам, пророчица, сестра Аарона и Моисея, взяла тимбрел в руки и вышла с танцами». В некоторых легендах говорится, что Мириам разделила красное море колдовской силой своей игры на барабане. [Такое изображение Мириам имеется на храме Христа Спасителя в Москве]. В Греции одни из самых красивых изображений рамочных барабанов находятся на красных фигурных вазах из пятого века до нашей эры. Инструмент попал в Грецию из нескольких мест — с Кипра, одного из главных центров культа Афродиты, где был распространен, по крайней мере, с 1000 до н.э.; и так же из Крита, где его использовали в ритуальных церемониях Ариадне, Рею и Дионису. Древняя Греция также была свидетелем зарождения культа богини Кибелы, из Западной Антолии. Тимпаниум, греческий рамочник, был основным инструментом менад — женщин, посвящённых служению Кибелы и Дионису. Также и жрицы Адониса, Деметра и Афродиты использовали этот музыкальный инструмент. Из этого следует, что исключительно женщины играли как на односторонних, так и двухсторонних бубнах. Рассвет этих ритуалов, поклонения Кибеле, застал Римлян в апреле 204 года до нашей эры. Ее описывали как: «Кибела, Прародительница всего, которая бьёт в барабан в такт жизни». Рим был культурным центром поклонений Кибеле, Дионису, Изиде и Ди Сирии, в каждом из которых использовался бубен в ритуальных традициях. Такие ритуалы процветали до официального принятия Римской империей Христианства в четвёртом веке нашей эры. В древнем мире молитва была активной комбинацией заклинаний, музыки и танца с использованием транса. Посвящённые часто танцевали в лабиринте. Классический лабиринт являет собой один путь медитативного хождения. Войти в него значит испытать ритуальную смерть, выйти из него — воскреснуть. Траектория танца в лабиринте была священным путём во внутренний мир познания. Танцоры, держась за верёвку, символизирующую нить Ариадны (которая позволяет её посвящённым находить путь в лабиринте), шли за лидером, кружась, справа налево — направление смерти. В центре лабиринта они разворачивались, и, вращаясь, наоборот, в направлении рождения и развития выходили наружу. И всё это шествие происходило под бой рамочных барабанов. Другой функцией рамочных барабанов было создавать пророческий транс, в котором жрица могла предсказывать будущее. Самый драматичный момент наставал, когда жрица начинала выговаривать пророчества в такт барабанам. В глубину транса, в тело пророчицы вселялась богиня и обращалась к окружающим рифмами. На греческом языке это состояние изменённого сознания называется «энтузиазмом» (enthusiasmos) — что означает «с богом внутри» - от этого слова произошло и наше «энтузиазм». Такое экстатическое пророчество имеет много общего с шаманизмом. Ясновидящие искали вдохновения и во внешних источниках: постились, глотали мёд, вдыхали дым трав или эфирные масла, пьянели от алкоголя или психотропных растений. Жрицы Кибелы в этом больше полагались только на музыку и танец. Ритмы фрэйм драмс, тарелок и флейт заводили их в глубокий транс. Ритуалы Диониса наиболее широко известные из всех и имеют устойчивую репутацию пьяных сексуальных оргий. Так сложилось благодаря последовавшим описаниям христианских политических деятелей, для которых вся эта ересь с бубнами, танцами и трансом была не чем иным, как происками дьявола. Наше слово «оргия» происходит от греческого «orgia», производного от слова «действо». Это слово означало празднование после посвящения в мистический ритуал, в который входили, а иногда могли и не входить сексуальные действа. Подтекстом был не более чем «секретный обряд», а целью было изменение состояние сознания посредством ритмических движений тела. Историки характеризуют менад, жриц Дионисия и Кибелы, как женщин разнузданного и социально неконтролируемого поведения. Само слово «менада» означает «бешеная женщина». Их эротическое стремление постичь божественное, выражалось в диких босых танцах под первобытную музыку флейт и барабанов, распущенные волосы закрывали их лица, украшения змеями овивали их руки. Даже говорят, что они пили кровь и разрывали брюхо диким животным — не так уж и далеко ушли от того, что сейчас можно увидеть на рок-фестивалях! Вино на самом деле было важной составляющей ритуалов Диониса. Внешние стимуляторы всегда использовались для достижения более высокого сознания. Ссылки на распитие крови могут быть не более чем формой иносказания, ибо в некоторых ритуалах использовали сок винограда в качестве крови божества. Да и сейчас в Христианском причастии используют вино в этом же смысле. Достижение мастерства в исполнении точных музыкальных ритмов требовало выравнивания сознания послушника с божественным, что достигалось совершенствованием техники, которое в свою очередь опровергает исторический образ распутной взбешённой женщины. Создание ритмов, способных влиять на сотни людей и вводить их в транс, требует отточенных умений, дисциплины и выносливости. Со становлением Христианства главный храм Кибелы в Риме был разрушен и на его месте построили Ватикан, который запретил жриц, их музыкальные инструменты и музыку, использовавшуюся в ритуалах поклонения Кибеле. Рамочные барабаны были исключёны не только из Христианской религии, но и использование их в стороннем контексте также не было одобрено, особенно женщинами. Католический 576-й синод говорит: «Христианам не разрешается учить дочерей пению, игре на музыкальных инструментах и похожих вещах ибо, согласно религии, это не хорошо и не подобающе». Три тысячи лет женщины были главными перкуссионистами древнего мира. Когда же Европа начала исповедовать запрет на обучение женщин музыке, они естественно отошли от профессий композитора, учителя и исполнителя. В последние 30 лет мы видим огромный рост числа профессиональных музыкантов женщин, но за ударные из них берётся всё ещё слишком мало. И хотя совсем немного известно об истории рамочных барабанов и женщин, которые на них играли, всё это — очень важная часть нашей барабанной истории. Древние традиции использования барабанов для духовных целей могут показать нам, чего мы теперь лишены. На современных рок-концертах мы видим все составляющие древних ритуалов, кроме духовных целей. Вводящие в транс мигающие огни, громкий ритмичный звук, заклинающие и распевные слова, но всё это без какой-либо высокой цели, а лишь для сиюминутного развлечения или прославления отдельного исполнителя. Но всё же я помню концерты, на которых были попытки расширить сознание бытия. Первый был The Monkees, и что меня просто поразило, так это — Джими Хендрикс (Jimi Hendrix). Я понятия не имела, куда он меня заведёт, я парила с ним под его пронизывающие гитарные звуки. А под конец он разбил свою красивую гитару на куски. Я испытала нечто очень сильное и вдохновляющее, но оно закончилось разрушением, оставляя меня в смятении и жажде большего. Всю оставшуюся жизнь я искала путь в такое исступлённое состояние, в котором я останусь изменёной, наполненной и восторженной. Перевод: Raskladnoy с изменениями и уточнениями Статьи о ритме и барабанах
Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность
Ритмическая нотация, упражнения
Алгебра ритмов
|
|
||||
|