Барабанная школа Channeling Percussion Studio

Живи в ритме!


Регрессивность ритма

Краснухина Е.К.

Ритмичность, повторяемость, пульсация, вечное возвращение бытия, в особенности бытия социального, являются его важнейшим признаком. Социальная жизнь ритмична как воспроизводство (репрезентация), как вечное возвращение прошлого в традиции (регрессия), как пульсация исторической памяти и беспамятства (фармакон). Социальная память есть разновидность письма. Ритм письма создает рифма. Периодичность, цикличность письма заключается в том, что в рифме слова повторяются друг в друге, оставаясь при этом разными словами. Феномен ритма может быть тематизирован как проблема повторения, повторения не одинакового, не тождественного, не того же самого.

Мы живем в мире массового производства стандартных идей и вещей, в эпоху клонирования. Поэтому в современной социально-философской мысли драматизируется принцип тождества. Ритмизированное бытие-повторение противопоставляется бытию-равенству, бытию-подобию, бытию тождеству мысли и ее объекта. Как сказал Делез, “голова — это орган обменов, а сердце — влюбленный орган повторения”[1]. Обменивается подобное и равноценное, поэтому в обмене торжествует принцип тождества. Повторяется, в отличии от обмена, то, что единично и уникально, что лишено подобного и равноценного. Повторяется ритмичное, рифмованное, поэтическое. Поэму как художественную уникальность мы можем воспроизводить, только уча наизусть. Иначе говоря, мы принимаем ее не умом, а сердцем, что не передается русским языком, указывающим на уста как на орган повторения, но зато очевидно во французском par coeur или в английском by heart. Пульсации сердца резонируют с ритмом и рифмой поэтического. Так мы приходим к парадоксальному выводу: подлинно повторяется только неповторимое.

Философский проект Ницше заключался в том, чтобы сделать из повторения объект воли. Философский дискурс постмодернизированного ницшеанства следующего века уже видит в объекте повторения объект эротический. “Всякое воспоминание эротично”[2], а сексуальность внезапамятна. В чем заключается эротический характер памяти, воспоминания, повторения?

Ноумен воспоминания — это чистое прошлое, прошлое в себе, прошлое, никогда не бывшее настоящим. Виртуализация такого образа состоит в том, что объект памяти всегда дан как воспоминание, а не как восприятие, он существует только как “всегда уже бывший”, хотя и непонятно, где и как, он переживается как потерянный и обретенный вновь. Этот ностальгический характер памяти, связанное с ней погружение в некое deja vue, ощущение утраты, желанности и неполноты обретения потерянного и составляет ее эротическое начало. Память эротична, поскольку представляет собой идеализацию прошлого, возведение его в незапамятный образец, переживаемый в воспоминании, возвращении, повторении так, как он не мог переживаться в модусе настоящего. Платоновский Эрос и есть это припоминание, возвращение к идеальному истоку и обоснованию вещей, любовь к оригиналу, узнаваемому в копии.

Почему реальным объектам можно поставить в соответствие образы-восприятия, а объектам виртуальным — образы-воспоминания? Не естественнее ли счесть желаемое, виртуальное, не относящееся к принципу реальности, фантазмом, игрой воображения, а не продуктом памяти? Поскольку память эротична, а эротизм представляет собой продуктивную способность воображения, память оказывается воображением прошлого. Сама психоаналитическая версия фантазма полна реминисценций платоновских идей припоминания, повторения, регрессивности памяти. Благодаря этому внутреннему родству Эроса и Мнемозины, памяти и желания воображаемое принимает форму воспоминания.

Оптический эффект памяти заключается в том, что у всего видимого в воспоминании недостает его “законной половины”, которая остается невидимой, утерянной в прошлом. Объект потребности — это то, чего нам недостает, а объект желания — это тот, которому недостает половины самого себя. И в этом смысле объект желания идентичен объекту памяти. Символическая загадочность, неполнота образа-воспоминания, эффект присутствия его отсутствия создает эротически-ностальгическую ретроспективу памяти. Потерянный не означает полностью отсутствующий, подобно вещи, пропавшей и разыскиваемой в доме. Одновременно, несмотря на свое подразумеваемое существование, утраченный не значит присутствующий, подручный, имеющийся в наличии, актуальный. Содержание памяти и утеряно, но не навсегда, и возвращается, но не целиком и полностью. Воспоминание не означает полного возвращения прошлого, каким может быть обретение потерянной и вновь найденной вещи. Воспоминание — это присутствие отсутствующего, это восприятие чего-то как потерянного. Постоянное ощущение утраты есть скорее состояние гипермнезии, чем амнезии.

Память, таким образом, по существу своему есть чувство утраты, а не обретения, или эротическая игра повторения. Желанный значит утерянный, ностальгически переживаемый, возвращенный, но не полностью, теряющий свою идентичность в двойнике и копии, принципиально не тождественный себе в своем повторении.

Современная философия рассматривает две модели повторения. Одним из них является повторение, обусловленное регрессом. Регрессия есть вечное возвращение прошлого, которое не зависит от собственных будущих повторений. О другом виде ритмического возвращения можно сказать, что “королевское повторение — это повторение предстоящего”[3], т.е. повторение будущего, лишающее прошлое и настоящее их автономности. Само повторяемое в этом случае теряет свою идентичность, а различие становится и результатом и условием ритмического повторения.

Память оказывается кругом времени, совпадающим с кругом обоснования, в котором обоснование в свою очередь зависит от обоснованного или прошлое порождает настоящее, а каждое новое настоящее создает из себя новое прошлое. Детерминистический метод спрашивает у прошлого о настоящем, герменевтический вопрошает о прошлом настоящее. В первом случае прошлое повторяется, отражается в настоящем, а во втором — настоящее отзывается, повторяется в прошлом.

В ритмических пульсациях памяти о прошлом оно возникает всякий раз заново, увиденное (как ретро-спекция) из каждой новой современности и актуальности. Воспроизводимое и воспоминаемое прошлое становится величиной переменной, а вовсе не константной, как полагает сакрализующий его исторический здравый смысл, вечно возмущающийся постоянной деконструкцией прошлого и его “непредсказуемостью”. Наша эпоха и на уровне социальной реальности, и на уровне социальной дискурсивности движима двумя разнонаправленными интенциями: с одной стороны, страстью к повторению, ибо все уже было в прошлом и отныне оказывается только цитированием ранее реализованных возможностей, все изготавливается для всех под ксерокс, под копирку, а с другой стороны, страхом быть повторенным, буквально скопированным и размноженным, лишенным тем самым авторства, индивидуальности, самости.

[1] Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. С. 15.

[2] Там же. С. 113.

[3] Там же. С. 123.

 

 

Ритм и смысл
Новости

20 мая занятия не будет всвязи с барабанным лагерем в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

C 11 марта для начинающих с нуля появилась возможность проводить дополнительное занятие в субботу с 14 до 15 по предварительной записи.

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

8 января 2017 г. с 16:40 до 17:40 состоялся открытый урок.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

8 лет школе Ченнелинг

12 ноября 2016 г. состоялось 8-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

С октября 2016г. занятия по средам будут идти с 20 до 22 часов.

1 сентября 2016 г. на нашем сайте обновились статьи:

18 августа 2016 обновилась статья про шаманский бубен.

13 августа 2016 г. мы приняли участие в фестивале "Дыхание Севера".

С 20 по 26 июня 2016г. прошел 13-ый фестиваль «Барабаны мира», на котором была представлена наша школа.

В субботу, 18 июня в рамках фестиваля Папин день мы приняли участие на стенде Марокко.

Идет запись в новую группу с нуля по дарбуке.
Записывайтесь по адресу: darbuka@channelingstudio.ru

9 марта 2016 г. на сайте обновилась статья «визуализация ритмов»

На сайте обновилась статья «барабаны мира» и появились новые статьи: «балканская ритмика» и «алгебра ритмов».

В июне 2015 г. занятия вместо будут идти по средам и субботам!

43 ритма мира
В январе 2016 г. вышло новое подарочное издание — 43 ритма мира.

24 января 2016 г. в студии состоялся мастер-класс от трех мастеров:
http://vk.com/darbukamoscow

С нового года занятия возобновятся в воскресенье 3-го января c 14 часов.

7 лет школе Ченнелинг

29 ноября 2015 г. состоялось празднование 7-летия нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

Занятия с сентября 2015 идут в «центре О» на м Арбатская по адресу Малый Николопесковский пер. д.9/1 стр.2 пом. 30.

Наша студия приняла ударное участие в дне города 6 сентября 2015 г. Моcквичи имели возможность прикоснуться к барабанам и познакомиться с достижениями нашей группы.

Наше вступление на фестивале Ориенталия-2015, 22 августа:
https://vk.com/album-14866293_220113805

5 июля состоялся открытый урок:
http://vk.com/event97262716

В июне наша школа приняла участие в фестивале Барабаны мира-2015.

В июне 2015 обновился раздел барабаны мира.
Теперь можно не только прочитать, но и послушать звучание барабанов.

В апреле 2015 обновился раздел ритмов.

19-го апреля, в студии «Ченелинг» состоялся открытый урок по дарбуке и африканским барабанам:
http://vk.com/event91077302.

В феврале 2015 г. вышло новое 100-страничное издание учебник по дарбуке для профессионалов.

 


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Channeling Percussion Studio», 2008-2016

Телефон:

8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов:
барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/channeling, www.facebook.com/channelingstudio
Youtube: www.youtube.com/sergekuz

Запись на занятия:
darbuka@channelingstudio.ru

www.al-mental.ru - музыкальная группа

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник