Барабанная школа Channeling Percussion Studio

Живи в ритме!


Основные музыкальные термины для перкуссиониста

В статье для записи ритмов используется буквенная нотация, более подробно смотрите страницу "обозначение основных ударов".

Ритм

Ритм — это музыкальная фраза, предполагающая многократное повторение. В явной форме ритм исполняется на ударных инструментах или в неявной форме заложен в виде акцентов в самой мелодии. В любом случае, ритм - это скелет, несущая конструкция музыки. Чувство ритма — вид памяти, который хранит соотношения длительностей. То есть нужно запомнить (почувствовать), сколько времени должно пройти между двумя событиями, в нашем случае ударами по барабану. Значит, чувство ритма — это разновидность памяти, а память можно развивать. Для развития ритмической памяти можно использовать технику проговаривания ритмов с одновременным прохлопыванием тактовых долей. В индийской традиции подобная техника речевого ритма называется «коннакол». Персидские и андалузские ритмы также произошли от поэтических форм, выраженных в ритме.


Музыкальный Метр

Метр — рисунок равномерного (как правило)чередования сильных и слабых долей во времени. Метр задаёт координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, ещё более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.
По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.
Также метр можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки.

Следует добавить, что метр, в отличие от ритма понятие абстрактное и исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра для более тонкого выявления ритма. Некоторые удары ритма могут не совпадать с координатной сеткой метра.

В случаях «кривых ритмов» (например, балканских) метр может иметь неравномерную сетку.

Цифры над строкой
1-+-2-+-3-+-4-+-
означают метрическую строку. При работе с метрономом каждая цифра является сигналом и соответствующим счетом. Полезно также при игре ритмов считать вслух и отбивать удары метронома ногой. Однако следует помнить, что во время выступлений лишние движения ногами будут отвлекать зрителя.

Темп

Cкорость исполнения ритма, определяемого частотой (количество ударов в минуту) основных долей.
Базовый темп для человека равен ритму спокойного сердцебиения — 60 ударов в минуту.
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempus» — время.
Для точного измерения темпа служит метроном.
Чтобы вырабатывать стабильное чувство темпа, следует играть под метроном, с длительными паузами между ударами для проверки точности возвращения в ритм.
На сегодняшний день шкала градаций темпов по метроному Мельцеля остаётся наиболее эффективным темповым обозначением в классической музыке. Основные темпы классической европейской музыки в порядке возрастания:

Медленные темпы:
граве: 40–48, значительно, торжественно, тяжело;
ларго: 44–52, широко;
адажио: 48–56, спокойно;
ленто: 50–58, медленно;

Cредние темпы:
анданте: 58–76, в характере шага (букв. «идущий»)
модерато: 76–96, умеренно, сдержанно;

Высокие темпы:
анимато: 96–120, оживлённо;
аллегро: 120–168, весело;
виво: 168–192, живо;
престо: 184–210, быстро.
Как можно видеть из таблицы, диапазоны темпов, соответствующих разным характерам исполнения, могут пересекаться. Это связано с тем, что , во-первых, темп указывается приблизительно, а, во-вторых, важен не столько темп, сколько именно характер исполнения, выражаемый отнюдь не только формальной скоростью.

Для прослушивания разных темпов, вы можете воспользоваться метрономом-онлайн:


В наше время также актуальны темпы электронной музыки.

Транс (Trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 90-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 150 ударов в минуту (bpm). В трансе обычно используется прямой бит.

Подстили транса:
Full on: 140-150
Psy : 146-155
Dark: 160 и более ударов в минуту.

Драм-энд-бэйс (Drum and bass) — жанр электронной музыки. Drum and bass возник, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом из хип-хопа. . Из-за ломаных ритмов может быть очень сложным определение темпа этого стиля. Драм-энд-бейс звучит начиная от 140 ударов в минуту и может достигать аж 200.

Хаус (House) — жанр электронной музыки, зародившийся дэнс-диджеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Темп этой музыки довольно статичен. Обычно он колеблется около 130 ударов.

Техно (Techno) — это жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах. Для техно характерен темп от 135 ударов до 145 ударов в минуту.

В ближневосточной музыке одни и те же ритмические структуры с разными темпами называются по-разному. Например, быстрый «максум» называется фаллахи, а быстрая «вахда» называется «мальфуф».

Такт

Такт — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Такт объединяет в себе ритм (соотношение длительностей) и метр (сочетание сильных и слабых долей). В классической нотной записи такты отделены чертой. В учебнике такты отделены двоеточием или переносом.
Если после двоеточия стоит цифра, это означает повторение такта означенное количество раз. Если в конце строки двоеточия не стоит, это означает, что фраза заканчивается на другой строке. Например:
1-2-3-
D-tktk:2
T-D-tk
tkD-tk:2
Означает
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-9-+-
D-tktkD-tktkT-D-tktkD-tkT-D-tktkD-tk:

Знак :x с цифрой означает повторение блока указанное количество раз
Например
1-2-3-
D-tktk:2
T-D-tk:x2
Означает
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-9-+-
D-tktkD-tktkT-D-tkD-tktkD-tktkT-D-tk:
Или
1-2-3-
D-tktk:2
T-D-tk:2 x2
Означает
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-
D-tktkD-tktkT-D-tkT-D-tk:
D-tktkD-tktkT-D-tkT-D-tk:

Если ритмический рисунок начинатся со слабой доли, то вначале образуется неполный такт — затакт. Затакт — это неполный такт, с которого может начинаться музыкальное произведение. Чаще всего это последняя доля такта, что очень характерно для латиноамериканской музыки.

Музыкальный квадрат

Квадратом в музыке обозначается законченная фраза определенного масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т. д.). Часто квадратом называют 4 такта на 4/4, хотя на деле квадраты могут быть очень разными. Ниже вы видите незатейливую музыкальную матрицу 16x16. На верхних строках высокие тона, внизу басы. Надо кликать на квадратики-«ноты», а потом слушать получившуюся «мелодию». Интересную интерпретацию музыкального квадрата вы также можете прочитать в статье визуализация ритмов.

Сильная и слабая доля

Доли ритма, которые приходятся метрические акценты, называются сильными. Доли, не имеющие метрического акцента — слабые.

Синкопа

Ударение, падающее на слабую долю такта. Таким образом ударение вступает в противоречие с метрическим акцентом, образуя ритмическую сбивку — синкопу. Ощущение синкопы возникает только при наличии 2-х условий: 1) если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта; 2) если акцент на слабой доле такта будет не просто более сильным звуком, а подлинным ритмическим акцентом, вызывающим у слушателя внутренний толчок. Если же не будет этих 2-х внутренних акцентов, слушатель воспримет не синкопу, а сдвиг тактовой черты или нечто ритмически неоформленное.

В некоторых народных ритмах (грузия, средняя азия) присутствует едва заметное микроритмическое синкопированное опережение или запаздывание в соотнесении с основным метробитом, придавая некоторую живость ритму за счет естественной хромоты.
Пример синкопы в ритме Халиджи
1-+-2-+-
D-kD-kTk:

Послушать ритм Халиджи

 

Длительность

Условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени. Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (секунда, минута, века), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. Длительностью могут выражаться как звуки, так и паузы.

Существуют такие длительности как целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д. В целой ноте умещается две половинных, 4 четвертных, 8 восьмых, 16 шестнадцатых, и 32 тридцатьвторых.

Возьмем, например, ритм Максум на 4/4
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T---T-D-tkT-tk:

T--- является четвертной, D- является восьмой, а t — шестнадцатой. Как видно, чтобы поместить тридцатьвторую нужно либо удлинять строку, либо вводить дополнительные обозначения. В нашей школе для компактной формы записи используется ряд обозначений с роллами ~ или r. В арабской технике ролл ~ означает быстрое kk, в турецкой быстрое kkk (триоль).
R в зависимости от следующих ударов означает TK или KT
M в зависимости от следующих ударов означает DK или KD, m — dd

Примеры
~tkt-: —> kkt-k-t---: арабская техника
       —> kkkt--k--t-----: турецкая техника
RTKT-: —> TKT-K-T---: арабская техника
       —> TkkT--K--T-----: турецкая техника
RDKT-: —> TKD-K-T---: арабская техника
       —> TkkD--K--T-----: турецкая техника
RKKT-: —> KTK-K-T---:
MKKT-: —> KDK-K-T---:
rrtk-: —> tktkt-k---: арабская техника
       —> tkktkkt--k-----: турецкая техника
rrkk-: —> ktktk-k---:
Rrtk: —> Tktkt-k-:
Mrt-: —> Dktkt---:
mm: —> dddd

Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.

К такому делению относятся:
Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
Триоль — деление на 3 вместо 2-х
Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
Секстоль — деление на 6 вмест 8-ми
Септоль — деление на 7 вмест 8-ми
Новемоль — деление на 9 вместо 8-ми
Децимоль — деление на 10 вместо 8-ми
Ундецоль — деление на 11 вмест 8-ми (в нашей школе на занятиях вы можете услышать ундецоль с замедлением)

В восточноазиатских ритмах встречаются также рисунки с замедлением или ускорением, где длительность нот меняется по логарифмической шкале (звук отскакивающего мячика).

Знак равенства = в сочетании с цифрами означает операцию «размазывания», в случае если нужно показать, что определенное количество ударов приходится на несколько тактов. Например, 3=== означает, что на четыре такта приходится 3 удара (триоль). Если вместо тройки использовать 5 или 7, то это будет означать использование квинтоли или септоли. Если используется быстрая триоль, то знак равенства может опускаться.

t3k3 означает tktktk (арабская триоль), а t3t3 или t=3=t=3= означает t13t13 (турецкая триоль).

Когда возникает необходимость детализировать сложные заполнения, можно использовать так называемую модульную нотацию, разработанную Антонио Грамши. В этой нотации заполнение отдельной доли можно ограничить точками.

Например
Dk.tkk.tkk.Tk:
Означает
1-+-2-+-
Dkt3t3Tk:
Или в развернутой нотации
1-----+-----2-----+-----
D--k--t-k-k-t-k-k-T--k--:

Преимущество модульной нотации состоит в том, что очень сложные ритмы можно записывать в компактной форме, однако такая запись будет нелинейной относительно тактовой строки.

Размер

Размер такта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби.

Размер 2/2 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте;
Размер 3/4 состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 4/4 состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 7/8 состоит из семи долей, каждая из которых по длительности равна восьмой ноте.

Так, например, ритм на 9/8 (Карсилама) будет короче ритма на 5/4 (Куркуна).

Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры. Смешанный размер образуется сочетанием двух- и трёхдольных размеров. Например 5/8 = 3/8+2/8 или 2/8+3/8 . Если в записи ритма после двоеточия стоят цифры со знаком +, это означает деление размера на доли. Например,
1---+---2---+---3---+---4-
D-D-k-k-T-k-t-k-D-k-t-k-k-: 4+4+5

Для того чтобы играть сложные размеры часто используются короткие стишки в рифму размеров.
Например, раз-два-раз-два-раз-два-три используется для размера на 7/8.

В некоторых традициях, например в балканской музыке, нечетный размер приводят к четному за счет удлинения самих долей. Например, ритм «дажчово», аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.

1-2-3-4-5-6-7-8-9- классическая пульсация
D---T---D---T-----:
1-+-2-+-3-+-4--+-- балканская пульсация

Аппликатура

Последовательность ударов правой (R) и левой (L) руки. На африканских барабанах джембе аппликатура, как правило, самая простейшая RLRL. На дарбуке за счет ассиметричной постановки аппликатура может быть самая разнообразная. Для этого существует ряд упражнений на рудименты.

Например, один и тот же ритм можно сыграть как D-T- tkT-D-tkT-tk: или как D-T-kkT-D-tkS-tk: что дает большое количество вариантов украшений.

Наполнение ритма

В разделе ритмов в первой строке ритма указывается базовый вариант, остальные строки содержат варианты наполнения. Наполнение ритма содержит более мелкие длительности и звучит тише основных долей ритма.
Например
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T---T-D---T---: Базовый ритм Маскум
D-S-k-S-D-k-S-kk: Вариант наполнения: «Идущий»

Орнаментика ритма

Орнаментика или орнаментация — звуки относительно мелкой длительности, украшающие основной ритмический рисунок. К сфере орнаментики относятся роллы, тремоло (последовательность 32-х), аппликатура. Орнаментика при помощи роллов и тремоло (~, r) является изюминкой игры на дарбуке, что отличает ее от других видов барабанов. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг).
В разделе ритмов орнаментика не прописана (см. учебник по дарбуке).

Орнаментика детализирует ритм, насыщает его экспрессией, увеличивает плавность переходов. Искусство орнаментики связано с импровизацией: опытные исполнители могут менять наполнение ритма и орнаментику по ходу исполнения, не повторяясь, при этом сохраняя основной ритмический рисунок. Чем выше уровень исполнительского мастерства, тем искуснее орнаментика. Важно помнить, что в оркестровом случае не стоит переусердствовать с заполнениями и орнаментикой, оставляя для мелодии воздушное пространство.



Учебник по дарбуке

 

Основные музыкальные термины
Новости

9 лет школе Ченнелинг

11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).

23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RootRooF.

Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы..

C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.

17 июня, прошел воркшоп по дарбуке от звезды мирового уровня, Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1
Также в 16 часов в лектории состоялась лекция по турецким ритмам:
http://turkey-fest.ru/shedule/lektorij?tag=1

20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

C 11 марта для начинающих с нуля появилась возможность проводить дополнительное занятие в субботу с 14 до 15 по предварительной записи.

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

8 января 2017 г. с 16:40 до 17:40 состоялся открытый урок.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

8 лет школе Ченнелинг

12 ноября 2016 г. состоялось 8-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

С октября 2016г. занятия по средам будут идти с 20 до 22 часов.

1 сентября 2016 г. на нашем сайте обновились статьи:

18 августа 2016 обновилась статья про шаманский бубен.

13 августа 2016 г. мы приняли участие в фестивале "Дыхание Севера".

С 20 по 26 июня 2016г. прошел 13-ый фестиваль «Барабаны мира», на котором была представлена наша школа.

В субботу, 18 июня в рамках фестиваля Папин день мы приняли участие на стенде Марокко.

Идет запись в новую группу с нуля по дарбуке.
Записывайтесь по адресу: darbuka@channelingstudio.ru

9 марта 2016 г. на сайте обновилась статья «визуализация ритмов»

На сайте обновилась статья «барабаны мира» и появились новые статьи: «балканская ритмика» и «алгебра ритмов».

В июне 2015 г. занятия вместо будут идти по средам и субботам!

43 ритма мира
В январе 2016 г. вышло новое подарочное издание — 43 ритма мира.

24 января 2016 г. в студии состоялся мастер-класс от трех мастеров:
http://vk.com/darbukamoscow

С нового года занятия возобновятся в воскресенье 3-го января c 14 часов.

7 лет школе Ченнелинг

29 ноября 2015 г. состоялось празднование 7-летия нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

Занятия с сентября 2015 идут в «центре О» на м Арбатская по адресу Малый Николопесковский пер. д.9/1 стр.2 пом. 30.

Наша студия приняла ударное участие в дне города 6 сентября 2015 г. Моcквичи имели возможность прикоснуться к барабанам и познакомиться с достижениями нашей группы.

Наше вступление на фестивале Ориенталия-2015, 22 августа:
https://vk.com/album-14866293_220113805

5 июля состоялся открытый урок:
http://vk.com/event97262716

В июне наша школа приняла участие в фестивале Барабаны мира-2015.

В июне 2015 обновился раздел барабаны мира.
Теперь можно не только прочитать, но и послушать звучание барабанов.

В апреле 2015 обновился раздел ритмов.

19-го апреля, в студии «Ченелинг» состоялся открытый урок по дарбуке и африканским барабанам:
http://vk.com/event91077302.

В феврале 2015 г. вышло новое 100-страничное издание учебник по дарбуке для профессионалов.

Учебник по дарбуке
на русском языке!

Учебник по дарбуке
  • Более 2000 ритмов (арабские, турецкие, балканские, кавказские, марокканские, суфийские и др.)
  • Более 2000 упражнений (пальцевая техника, тремоло, сбивки, рудименты, рассинхронизация рук и др.)

Список обозначений основных видов ударов

D (Dun) — басовый удар правой.
G (Gun) — аналог Dun'а для левой руки.
T (Tek) — высокий удар правой по краю.
t (te) — тихий удар правой по краю
K (Ka) — высокий удар левой по краю.
k (ka) — тихий удар левой по краю.
S (Slap) — удар левой, при этом ребро правой ладони перегораживает мембрану.
r (ролл) — несколько пальцев «перекатываются» перед основным ударом.
B (Bak) – "хлопок" правой.
P (Pak) — аналог Bak'а для левой.


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Channeling Percussion Studio», 2008-2017

Телефон:

8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов:
барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/channeling, www.facebook.com/channelingstudio
Youtube: www.youtube.com/sergekuz

Запись на занятия:
darbuka@channelingstudio.ru

www.al-mental.ru - музыкальная группа

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник