Барабанная школа Channeling Percussion Studio

Живи в ритме!


Барабаны мира: исторический очерк

Люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. И сразу следующим по важности после зрения стоит слух. Ежедневно мы слышим десятки тысяч различных звуков. И один из самых часто повторяющихся - стук. Будь то колеса поезда по стыкам на рельсах, дятел в пригородной роще, строители забивающие сваи, или коллега по офису, отбивающий пальцами зажигательную самбу по крышке принтера во время печати - каждый день мы слышим звуки, которые мозг непроизвольно складывает в ритмы. Чем вызвано такое наше поведение? Попробуем в этом разобраться.

Сам ритм появился одновременно с рождением человека на нашей планете. Древние люди знали толк в целительном воздействии ритмов на физическое и душевное состояние. А в частности ритмов барабанных. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабляют, улучшают концентрацию. Просто универсальное «лекарство» в нашем техногенном мире, где так хочется отвлечься от однообразных дней, рутинной работы, стрессов... А ведь стоит лишь окунуться в экзотический мир африканских племен, индийских пиров и японских празднеств, где люди не забывают о творческой энергии, без устали звучащей в ритмической музыке нашего сердца. Они выражают эту музыку через этнические барабаны.

Отбивать ритм на подручных предметах вообще свойственно не только человеку, но и многим приматам. Так для макак отбивание ритма на различных предметах — способ демонстрации социального доминирования. Другие приматы отбивают ритм ударами по груди или хлопками рук. Ученые пришли к выводу, что  эволюцию игры на барабанах следует рассматривать как часть эволюции социального общения.

Барабаны появились на заре истории человечества. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов — сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры. Возраст найденного в Моравии барабана датируется пятым тысячелетием до н. э. В Древнем Египте барабаны возникли за четыре тысячи лет до н. э. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере (около трех тысяч лет до н. э). Мало кому известно, что на территории современной Германии и Чехии примерно 3600 лет до нашей эры (по некоторым данным до 7000 д.н.э.) использовались большие кубокообразные барабаны, которые изготавливались из металла. Они имели в высоту от 14 до 46 см. Похожие формы были найдены на Алтае с датировкой около 500 лет д.н.э. В современной Европейской традиции кубкообразный барабан впервые встречается на миниатюре в кантигах Альфонса Мудрого (1221-1284). Девушка держит его на плече в марокканской манере. В персидских миниатюрах он появляется с 19-го века и расположен уж на коленях.

Антикварные и исторические дарбуки

Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука
Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука
Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука
Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука Антикварная дарбука

 

Символическое значение барабана близко к семантике сердца. Подобно большинству музыкальных инструментов, он наделяется функцией посредничества между землей и небом. Барабан тесно связан с бубном, который может быть как первичным по отношению к барабану, так и производным от него. В мифологии монгольских народов бубен появился в результате разделения барабана Данном Дерхе, шаманским божеством, на две половинки. Но чаще барабан рассматривается как слияние противоположных начал: женского и мужского, лунного и солнечного, земного и небесного, олицетворяемых двумя бубнами. Во многих культурах барабан функционально уподобляется жертвенному алтарю и связывается с мировым древом (барабаны изготавливались из древесины священных пород деревьев). Дополнительный смысл в рамках общей символики обусловлен формой барабана. В шиваизме используется двойной барабан, который считается средством связи с божеством Шивой, а также атрибутом последнего. Этот барабан, по своей форме напоминающий песочные часы и называемый дамара, символизирует противопоставленность и взаимосвязанность небесного и земного миров. Два висящих на шнурах шарика при вращении барабана ударяют по его поверхности.

Барабан дамаруВ шаманистских культах барабан применяется в качестве способа достижения экстатического состояния. В тибетском буддизме один из обрядов перехода включает танец под аккомпанемент барабана, сделанного из черепов. Барабан саамских шаманов — кобдас, на котором нарисованы различные изображения сакрального характера, применяется для гадания (под ударами молотка специальный треугольник, помещенный на барабане, передвигается от одного изображения к другому, и его перемещения истолковываются шаманом в качестве ответов на вопросы.

У древних греков и римлян барабан тимпан — предшественник современных литавр, использовался в культах Кибелы и Вакха. В Африке у многих народов барабан приобрел еще и статус символа королевской власти.

Барабан – термин тюркского происхождения, означающий ударный мембранофон. Термин известен с середины 14 в., в середине 17 в., мог обозначать и барабан, и бубен, и литавру. Классифицируется по размерам и форме корпуса: большой, малый; цилиндрический, конусообразный, в форме песочных часов (барабан изображен в росписях Топрак-кала, 3-6 вв. близ Хорезмы; современная индийская тимила, timila – типичный храмовый инструмент индийского штата Керала; вьетнамский фонг еу ко), с приталенным корпусом (персидский табир/табира, изображение которого есть на барельефах Таки-Бустана, 6 в.), бочонкообразный, вазообразный/кубкообразный (древнейший – неолитический барабан, найденный в Центральной Германии датируется около 3000 до н.э.), тыквенный (с округлым корпусом, например, африканский мпинтинтоа); по числу мембран: 1-сторонний, 2-сторонний, по положению мембраны: горизонтальный, вертикальный; по отсутствию или наличию струн под мембраной: барабан со струнами; по наличию или отсутствию звенящих подвесок (например, у франц. ср.-век. большого цилиндрического барабана, известного под названием бедон, на перекладине над мембраной подвешивались крупные бубенчики; изображение подобного барабана есть на Румынском соборе); по способу звукоизвлечения: ударяемый и фрикционный; по количеству самих барабанов: составной барабан – несколько барабанов соединенными между собой корпусами (в странах дальневосточного региона – китайский таогу, японский фурицудзуми и др.), набор барабанов на общей круговой раме (например, бирмский патвайн). В своей классификации Э. М. фон Хорнбостель и К. Закс выделяют такую разновидность, как рамочный барабан – с невысокой обечайкой но, как правило, 2-сторонний (то есть с двумя мембранами). Образцом подобного барабана может служить узб. дол/дул, использовавшийся некогда эмирской охраной (курбаши) при разводе караула и т.п., а также ночными сторожами. Бубен в этой классификации также рассматривается как 1-сторонний рамочный барабан.

Корпус барабана (кадло) может изготавливаться из дерева, глины, металла, тыквы и т.п. Мембраны барабанов, как правило, имеют круглую форму, соответственно форме кадла, однако встречаются и барабаны многоугольной формы, например, небольшие 5-, 7- или 8-угольные иракские барабаны, называемые даммам и используемые в шиитских церемониях; 6-угольные барабаны базука, коста и т.д. в Мозамбике. Барабаны обладают относительной звуковысотностью с более или менее выраженными тоновыми градациями.

Кош (Kosh)- казацкий барабанДо 16 в. В Древней Руси общим обозначением мембранофонов типа барабанов и литавр было слово «бубен». Термин «бубен» появился в 16 в. и утвердился в письменной литературе в 17 в. В современном русском переводе Библии в некоторых случаях словом «бубен» передан др.-евр. инструмент тоф.

Наиболее раннее изображение барабана на территории Беларуссии – шахматная фигурка барабанщика с барабаном, висящим на ремне, и с палочкой в правой руке, найденная археологами при раскопках в г. Волковыске Гродненской области и датируемая 12 в.

Военный барабан изображен в буквице «червь» в «Книге Иисуса Сирахова» Франциска Скорины (16 в.).

Барабан также упоминается в белорусских народных (в том числе рекрутских) песнях, в русских пословицах и поговорках («зайца на барабан не выманишь», «иному гром не гром, а страшен барабан», «барабан дурак, на стену лезет», «отставной козы барабанщик»); встречался также в качестве личного собственного имени («Барабан Кухмистров. Чернобыльский мещанин», 1552).

2-сторонние военные барабаны изображались в гербах российских городов Ялуторовск (Тобольской губернии), Томск и Тобольск.

В Древнем Египте были известны названия барабанов – кемкем (егип. Kmkm – звукоподражательное), тебен (егип. Tbn). Самое раннее упоминание восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса (27 в. до н.э., IV династия Древнего царства), где говорится о некой музыкантше по имени Мари, певшей для своей госпожи, сопровождая свое пение игрой на барабане.

Древнеегипетский барабанНаиболее древними являются цилиндрические барабаны. Помимо многочисленных изображений музыкантов с барабанами на рельефах и росписях сохранилось несколько инструментов различной конструкции – из них 4 находятся в Египетском музее (Каир), 2 других – в Лувре (Париж) и в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

Самый ранний из дошедших образцов – военный барабан (относится к периоду Среднего царства, 21-16 вв. до н.э.) – был обнаружен в одной из гробниц в Бени-Хасане (ныне в Египетском музее). Корпус барабана сделан из выдолбленного ствола пальмового дерева слабо выраженной бочонкообразной формы длиной 65 см., диаметром по краям 29 см.; в гробнице также обнаружены остатки кожаной мембраны и шнуры, которые предохраняли корпус от рассыхания (витки шнура пропечатались на корпусе). Остальные барабаны Египетского музея датируются XVIII династией Нового царства (16 в. до н.э.). Подтверждением последней датировки служит орнаментальный узор в виде пальметт на петлях, через которые продевалась веревка для подвешивания барабана на шее исполнителя. Корпус одного барабана сделан из бронзы, что можно считать уникальным случаем. Размеры его совпадают с барабаном из Бени-Хасана, но он имеет явную бочонкообразную форму, наиболее распространенную.

Барабан из Лувра иной конструкции: радиографический анализ показал, что корпус его сделан из 24 досочек, плотно скрепленных вместе; 2 красные мембраны были соединены сложной системой шнуров, регулирующих их натяжение.

Играли на барабанах одновременно всеми пальцами обеих рук или перебирая каждым отдельно в мелкой технике. Палочки не применялись. Инструмент имел религиозно-ритуальное назначение, был широко распространен и в повседневном быту (под его аккомпанемент совершали каждодневные работы). В ансамбле с трубами он являлся главным инструментом военной музыки (все, кто хотели играть в армейских ансамблях, должны были проходить испытательный срок).

В одном тексте датированном XVII династией (16 в. до н.э.), говорится, что некий Эмхеб тайно практиковался на барабане, чтобы превзойти в искусстве игры своих соперников. Он держал свои пальцы крепко и гибко, чтобы извлекать различные звуки. Однажды он победил в состязании с другими исполнителями, играя, как сказано в тексте, «семь тысяч длин». Завоевав прочное положение музыканта в армии, он сопровождал фараона (Камеса?) в военных походах, но однажды его превзошла рабыня – искусная исполнительница, приобретенная фараоном. Однако обычно на барабанах играли только мужчины.

Судя по изображениям, исполнителями были главным образом нубийцы. Игра их отличалась, видимо, подчеркнутой экспрессией, заражая своей ритмикой танцоров, движения которых зримо отличались от исконно египетских танцев. Барабан как ансамблевый инструмент сопровождал ритуальные процессии и культовые танцы. Известны рельефы с изображением церемонии празднества Опет (праздник в честь перенесения священной ладьи бога Амона из храма в Карнаке в его «южный гарем» - Луксор) с музыкой, пением гимнов, сложными акробатическими танцами.

Кпанлого - африканский барабанБочонкообразный барабан был преемником прямоугольного бубна, превосходя его в динамике и тембровых оттенках. Иногда ритмические акценты подчеркивались введением в ансамбль деревянных идиофонов – соударяемых палок-брусков (например, рельеф с изображением торжественной процессии праздника Опет из храма Амона в Луксоре; сер. 14 в. до н.э. – время правления фараона Тутанхамона). Бочонкообразный барабан упоминается в тексте песни «Семи Хатхор», которая исполнялась с инструментальным сопровождением и танцами. Запись текста сохранилась в храме богини Хатхор в Дендера (постоен между 30 г. до н.э. и 14 г. н.э.). В обращении к небесной богине есть строки – «мы бьем в барабаны для тебя, владычица Дендера». В ритуальных церемониях в честь богини Исиды, как свидетельствуют рельефы и тексты храма Исиды на острове Филе (2 в. до н.э.), также наряду с другими инструментами использовался барабан. Вероятно, в функции барабанов применялись и глиняные сосуды.

Барабан кемкем изображен в храме царицы Хатшепсут, там же представлены и другие разновидности барабанов – малый бубен прямоугольной формы под названием хаа (ha), на котором играли женщины (распространен по всей долине Нила; есть точка зрения, что он имеет азиатское происхождение).

Существуют разночтения в дифференциации египетских инструментов, принадлежащих к типу барабанов. Помимо большого барабана, малый прямоугольной формы встречается и под названием дебдеб (dbdb). Под названием «кемкем» известен и вазообразный барабан (записывался иероглифом с детерминативом «ваза») типа дарбуки.

Бочонкообразный барабан перешел в традицию последующих эпох. Он известен во многих областях Африки. Подобный конусообразный барабан – кэбэро применялся при богослужениях в Коптской церкви, ныне сохраняется в ритуалах Эфиопской церкви.

В Древней Персии был известен малый цилиндрический барабан думбалак (пехлеви), или дунбалак (фарси), с 17 в. называемый дунбал/данбал.

Барабан – один из самых распространенных музыкальных инструментов у народов Африки южнее Сахары (нередко именно барабан рассматривают как инструмент – символ Африки). Барабаны очень разнообразны по форме, материалу, размерам, функциям, способам исполнения. Они являются непременной частью любого ансамбля, а барабанный бой – обязательной составляющее жизни африканца.

Первое упоминание африканского барабана было зафиксировано в «Перипле» финикийского флотоводца Ганнона (6 в. до н.э.), который, по-видимому, доплыл до современного Камеруна. По его описанию, проплывая мимо острова (согласно мнению комментаторов текста, в заливе южнее реки Сенегал), «ночью мы видели много зажигавшихся огней и игру двух флейт слышали мы, и барабанов, кимвалов, тимпанов бряцание». Нередки упоминания о барабанах в записях ср.-век. арабских путешественников. Ибн Баттута (14 в.) пишет: «… Перед государем выходят певцы, в руках у них золотые и серебряные свистки… Когда он усядется, бьют барабаны, играют рога и трубы. На площади, где проходила аудиенция, сидели военачальники, а перед каждым – его воины с копьями и луками, барабанами и рожками (а рожки сделаны из слоновых бивней) и с музыкальными инструментами, сделанными из тростника и тыкв: по ним бьют палочками и звук их удивителен». В книгах первых европейцев, писавших об Африке (О. Даппера, А. Лопиша идр.) есть и описания, и рисунки торжественных выходов правителей, где непременно присутствуют и барабаны.

Изображения барабанов сохранились на бронзовых пластинах-барельефах, которые украшали стены дворца верховного правителя Бенина (современная Нигерия); перед барабаном сидит один из правителей государства Куба (в современном Демократическом Конго – Заире) – так он изображен на резной деревянной скульптуре ндоп, в которой, как полагали народы куба, жила душа умершего правителя.

Хотя барабаны распространены по всему континенту, наибольшая концентрация различных их видов и форм отмечается в Западной и Центральной Африке. В страны Межозерья и Южную Африку они попали, как полагают многие исследователи, довольно поздно – в 18-19 вв.

По классификации Б. Содерберга, африканские барабаны можно разделить на 3 типа: звучащие от ударов, от трения, посредством резонанса. Первый тип объединяет большую группу разнообразных барабанов – с двумя или одной мембраной; в форме цилиндра, полусферы, песочных часов, усеченного конуса; гладких или украшенных орнаментами, резьбой, в форме отдельных фигур или целых композиций; звучащих от ударения пальцами, ладонями или особыми палочками, а то и ногами для создания контр-ритма; строгие и простые или обвешанные колокольчиками, бубенчиками, либо наполненные камешками, ракушками, сухими семенами, мелкими монетами.

Односторонние барабаны (то есть с одной мембраной) могут иметь корпус в форме цилиндра, конуса, чаши весов или песочных часов.

SENUFO - африканский барабанВ Центральной Африке большее распространение получили барабаны с цилиндрическим или длинным коническим корпусом. У каждого народа есть свое название для такого типа, но наиболее часто встречающееся и ставшее типичным для всей бантуязычной Африки и распространенное впоследствии и на другие типы барабанов – нгома (ngoma). Обычно они имеют длину 1 м. и диаметр около 40 см. Их раскрашивают или украшают резьбой. Такие барабаны носят на перевязи через плечо. Именно их впервые описал в Конго Лопиш в 1598; сохранились и европейские гравюры 17-18 вв., изображающие оркестры с подобными барабанами, знаменующими торжественный выход правителя. Иногда такие барабаны делали на ножках-опорах (у народов теке, в Уганде, Либерии, Камеруне, Судане) или в форме рюмки (в районах среднего течения Конго и реки Касаи). Встречаются и цилиндрические барабаны в раме, или сколоченные из 4 дощечек высотой 54 и шириной 34 см., они, как полагают, появились не так давно, с запада распространились до Уганды, попали и на север, в Западную Африку.

Наиболее интересны барабаны в форме головы человека или представляющие собой целую скульптурную композицию. Барабан, хранящийся в Музее музыкальных инструментов Королевской консерватории в Брюсселе, сделан из резного цельного куска дерева и представляет собой слона, держащего на спине две колонны, на капителе которых покоится собственно барабан в форме конического ствола, отверстие которого закрыто мембраной, прибитой маленькими железными гвоздями. Боковые пластины оправы колонн – в форме двух змей, обвивших друг друга. Всю картину венчает нечто вроде балдахина, заканчивающегося орнаментом из стилизованных наконечников копий. В центре – фигура мужчины с ожерельем-лентой, орнаментированной полукружиями, в правой руке он держит круглый пузатый флакон, в левой – некий «трудно определимый предмет». Под квадратом, на котором стоит эта фигурка, находится черепаха с опущенной головой и вытянутыми ногами. Змеи, слон, черепаха, наконечники копий, ожерелье-лента – это символы могущества, долголетия, власти, удачливости.

Другой тип барабанов этой же группы – с мембраной, натянутой посредством системы ремней, перетягивающих сеткой весь корпус снизу доверху. Сеть одновременно имитирует паутину и паука – символ власти – охватывающего весь видимый мир своими путами, исходящими из самого его существа. Встречаются длинные цилиндрические барабаны до 1,5 м. длинной и диаметром 24 см. (и «детские» - из обрезанных плодов баобаба или кокоса) диаметром около 11 см. и высотой до 38 см. Нередко барабаны такого типа используются парами: большой («мать») и маленький («дитя»). Центром средоточения их является западная часть бассейна реки Конго. Отсюда они были заимствованы народами Межозерья: например, энгалаби (engalabi) у народов баганда – с продолговатым цилиндрическим корпусом, по мембране которого бьют ладонями обеих рук.

Не менее разнообразны 2-сторонние барабаны. Средоточие их – тоже Центральная Африка, где преобладают длинные (от 1 до 5 м. при диаметре 20-30 см.) конические барабаны, для которых в литературе установилось общее название «ндингу», и более короткие 70-120 см. с диаметром 12-17 см. – тутила (tutila) (при сохранении множества местных названий, не только этнических, но и связанных с формой и назначением барабанов). Они выдалбливаются особым длинным обоюдоострым ножом, мембраны их делают из кожи антилопы, натягивают их веревками из волокон пальмы-рафии или ротана и закрепляют вокруг отверстия на колышках. Их окрашивают параллельными полосами; иногда делают в форме крокодила или вырезают по поверхности корпуса рельефы крокодила, птицы или человека, обвешивают колокольчиками. Такие высокие барабаны зажимают между ног и играют руками (лишь изредка – палочками). Часто они используются парами («мать» и «дитя»).

Цилиндрические барабаны в этом регионе более короткие (36-60 см., с диаметром, приблизительно равным длине). Мембрана крепится с помощью медных заклепок и еще укрепляется ремнями из кожи или витыми веревками по всему корпусу в виде редкой сети или зигзагообразно. Это переносной барабан со специальной ременной петлей, протянутой сверху вниз; носят его боком. Для других частей Африки характерны барабаны меньшего размера. У хауса, например, существуют калангу – легкие инструменты, без которых нельзя вообразить себе странствующего сказителя или проведение сельских работ, требующих постоянного ритма.

оворящие барабаны - Этнические барабаны. Восточные барабаныУ народов хауса есть также открытые барабаны в форме песочных часов – котсо, ганган ян кама. У народов моси и гурманче распространены подобные же барабаны, называемые лунга (lunga) и агангане (agangane). Они невелики по размеру, их носят подмышкой, локтем нажимают на ремешки, стягивающие мембраны, меняя их натяжение.

У хауса популярны и 2-сторонние барабаны в форме песочных часов. Это используемый гриотами парный барабан караман калангу: один – длиной около 35 см., его исполнитель держит подмышкой, другой – длиной около 10 см. привязывает к ноге; играет изогнутыми палочками. Среди подобных барабанов выделяется джаудже – барабан правителя, длиной свыше 40 см.; его использовали во время битв, а в мирное время – только для сопровождения военных песен; как сам барабан, так и исполнитель на нем являлись принадлежностью двора.

Несколько типов барабанов с двумя мембранами существует и у народов Уганды, хотя в Межозерье они появились сравнительно недавно: эмбуту и омубала (emdutu; omubala) у баганда; атенус (atenus), идетете (idetete), этида (etida) и эмидори (emidori) у тесо. Они различаются размерами от полутораметрового атенуса до 50-сантиметровых идетете и эмидори.

У народов Того подобные барабаны различаются и функционально – небольшие донга (donga) народы кабье держат подмышкой и ударяют изогнутыми палочками; гриоты – сказители носят продолговатые кулум (kulum); у котоколи каму (kamu) похожи на европейские барабаны; на побережье распространены кпети (kpeti) – широкие, крупных размеров барабаны.

В Замбии есть барабаны и вазообразные, и цилиндрические, и круглые, и конические, и в форме песочных часов. Выделяются самые маленькие кисунгу (kisungu) и самые большие лиома (lioma) – барабаны власти.

Во многих районах Африки к обычным мембранам добавляют так называемые поющие мембраны – тоненькие кусочки кожи или ткани внутренних органов животных, отзывающиеся вибрацией на звучание более плотных ударяемых мембран.

В Центральной Африке (Конго, Замбия, Ангола и др.) существует и редко встречающийся в других регионах континента (лишь местами в Южной Африке и единичные экземпляры – в Того) особый тип барабанов, звук на которых производится трением.

Барабаны играют огромную роль в социальной и религиозной жизни традиционного африканского общества. Ради них люди даже готовы войти в конфликт со сверхъестественными существами. Так, сказки баконго повествуют о таком конфликте с Нзамби (божеством – создателем мира) и трясогузок – олицетворении деревенской общины. Барабаны – знаковые символы народной мудрости, как таковые присутствуют в поговорках и загадках. В Заире и бассейне реки Конго говорят: «Чужой барабан не дает долгого танца» или «Только всеми пальцами сыграешь на барабане» (то есть в единстве – сила). Здесь же можно услышать загадку: «Собирались трое; барабан четвертый» (отгадка – очаг с тремя камнями и горшок с едой на нем – символ неразрывности этих элементов). Барабан обязателен и в хозяйственной жизни, и при дворах правителей, и в обрядах жизненного цикла (от инициаций до погребения), и в знахарских обрядах исцеления; он участвует в судебных испытаниях «божьим судом», звучит при объявлении войны и во время битвы; его ритмы обязательны в танцах; его музыка служит аккомпанементом сказителям по всей Африке.

Так, барабаны отбивают ритм при работах, требующих коллективных усилий и слаженного труда – расчистке джунглей и саванны под новые плантации, рубке больших деревьев, изготовлении больших лодок-долбленок, строительстве дорог и общественных сооружений и т. п.

Самые значительные функции барабанов – сакральная и ритуальная, связанная с властью вождя или верховного правителя, тайными обществами, миром духов. Так называемые королевские барабаны наделялись особой силой: они не только являлись символами власти, но и сами обладали некими священными свойствами. Изготовление их сопровождалось тайными ритуалами, очистительными обрядами. Нередко они и хранились в особых помещениях, где постоянно горел «священный» огонь. Выносили их только в торжественных случаях.

В Руанде небольшие барабаны – непременный атрибут сложного комплекса предметов, символизирующих вместилище души умершего правителя. В знак покорности потерпевший поражение вождь отсылал победителю свои барабаны (как это сделал в 16 в. правитель Каконго, признавший свой вассалитет перед Конго).

Тобол - Этнические барабаны. Восточные барабаныИзвестный французский исследователь А. Лот писал о тоболе – барабане, символизирующим вождя у туарегов: «Он является олицетворением власти у туарегов, и иногда самого аменокала (титул вождя племенного союза) называют тоболом, как и все племена, находящиеся под его покровительством. Проткнуть тобол – самое страшное оскорбление, какое только можно нанести вождю, а если противник сумеет выкрасть его, то престижу аменокала будет нанесен непоправимый ущерб.

В Баганде (древнее государство на территории современной Уганды) выделялись самый большой «королевский» барабан муджагузо (mudjaguso – «барабан ликования») и не менее крупный омубала (omubala – «счетный» барабан), по которому бьют тяжелыми палками, перечисляя все кланы баганда. 

Такие барабаны «говорили» от имени правителя (как у йоруба в Нигерии и др.); сообщали о смерти вождя, созывали от имени вождя на собрания, где сообщались решения власти либо призывали на войну. Сегодня их роль выполняют газеты, и иногда они называются по «имени» таких барабанов или литавр. Так, правительственный вестник Эфиопии, печатавший указы императоров, носит название «Нэгарит-газет» (нэгарит – название эфиопских парных литавр), а газета в одной из провинций Заира (ныне Демократическое Конго) называется «Локоле», как и самый большой барабан (локоле) в этих местах. Обязательно участие барабанов при назначении нового правителя или важных лиц в его управленческом аппарате. Барабанный бой звучал и при торжественных церемониях погребения правителя, особенно в те времена, когда они сопровождались жертвоприношениями.

И сами барабаны наделялись сакральными свойствами. Касаться их и тем более играть на них могли только посвященные: сам вождь, особые сановники или придворные музыканты. Нарушение запрета строго преследовалось. В фольклоре народов конго есть история о том, как раб в отсутствие Нзамби играл на ее барабане и как за это был наказан: «Ты действовал так, словно у тебя нет головы – сказала ему Нзамби. – Вот ты и останешься навсегда безголовым, и отныне весь твой род будет пищей людям».

Не менее важны ритуальные функции барабанов, связанные с традиционными верованиями. Они обязательны при проведении всех обрядов жизненного цикла; обрядов вызывания или изгнания духов во время исцеления и т.д. Существовали закрытые и открытые ритуальные действа. Закрытые связаны с ритуалами тайных обществ или особых празднеств, посвященных «мужским» богам. Непосвященные в таких случаях не имели права не только присутствовать, но и даже выходить из хижин. Редкому иностранцу доводилось слышать звуки таких ритуалов, а тем более видеть их. О таком тайном празднестве у пигмеев Итури Э. Патнем пишет: «Луна только что взошла, и слабый свет ее не мог рассеять мрака на лесной тропе. Немного погодя я услышала, что вновь загремели барабаны, которым вторил глухой звук деревянного инструмента. Раньше я никогда не слышала такой музыки в деревне пигмеев. Она была ужасной и гнетущей. Внезапно среди боя барабанов я услышала новый звук. Он напоминал отчасти мычание коровы, ожидающей дойки, отчасти звук рога, но с более низким тоном. Это был Эсамба (дух леса)».

Иногда по завершении обрядов инициаций устраивались «открытые» церемонии, где обязательно танцы сочетались с боем барабанов. До этого барабаны сопровождали хирургические операции во время инициаций (обрезание, калечение зубов, дефлорацию и т.д.): их бой создавал монотонный ритм, одновременно оказывавший гипнотическое действие и заглушавший невольные стоны. Чаще всего эти празднества устраивались для юношей, но иногда и для девушек.

Gbedu  - африканский барабанУ йоруба Нигерии каждому божеству или духу (а их насчитывалось свыше 350) посвящался особый гимн – орик в сопровождении барабанов, в котором он восхвалялся и описывались его деятельность и функции. Подобные же описания были сделаны Содербергом у народов бассейна реки Конго. Здесь многие барабаны посвящались отдельным духам – нкиси, а некоторые и сами служили их воплощением. Нередко барабаны покрывались изображениями священных животных, символизирующих умерших правителей или духов – змей, черепах, леопардов, слонов. Это символы силы, мудрости, долголетия, связи со сверхъестественным миром. С обращением с помощью барабанов к духам связано и использование их во время ордалий – «божьих судов», когда обвиняемому давали выпить ядовитое питье и в зависимости от реакции на него человека признавали виновным или оправдывали. У тесо в Уганде особый барабан эмидири с мембраной из кожи варана или ящерицы оповещал о рождении близнецов, которые, как считалось, были связаны с потусторонним миром.

В Восточной Африке у суахили барабаны обязательны и при обрядах инициаций – джандо, и при отправлении культа ветров-духов – пепо, и при исцелениях, когда полагают, что больной одержим духом. Все эти действия называют, как и главный барабан – нгома (впоследствии так стали называться и любые празднества и танцы в сопровождении барабанов). Вот как сами суахили описывали процедуру изгнания духов из больной. Сначала больной давали хорошо пропотеть над термитником со срезанной верхушкой, в который помещали раскаленные камни, по оканчании процедуры ньюнгу («горшок»), «пришло время за пепо приниматься, говорят тогда мганге (знахарю): «Отныне она в твоей власти, зови своих помощниц, устроим мы нгому». Муж в лавку отправляется, покупает ткани – то, что называют «одеждой пепо»: бендера – красного цвета, каники – темного и бафта – белого. Из бендера и бафта шьют шаровары, получаются они красно-белые. В городе либо за городом сооружают хижину, называется она килинге. Вечером приводят больную в килинге, а там уже стоит блюдо, на нем бананы, кусочки сахара, сахарного тростника, сырые яйца, лепешки и иные вкусные вещи. С началом вечерней молитвы на лицо больной наносят разноцветные пятнышки – черные, белые, красные. Затем песню заводят, призывая пепо, чтоб поднялся он к голове ее. Целый час пляска с песней продолжается. Все тело больной содрогаться начинает – значит пепо в движение пришел: тут мганга принимается бормотать что-то, это он с пепо говорит, и слова эти никому непонятны, кроме больной и мганги. Тот велит еще сильней в барабаны бить, больная встает и вместе со всеми в круг идет. Под барабанный бой иные в обморок падают прямо в хижине и домой возвращаются разбитыми и больными, сами нуждаясь в изгнании пепо».

«Нгома продолжается 7 дней, играют его и ночью, и днем. Когда движения пепо, то есть больной, становятся конвульсивными, присутствующие передают ей монетки, но предназначены они не ей, а мганге и музыкантам. Тот, кто пришел посмотреть нгому, обычно захватывает с собой монетки, но это вовсе не обязательно: приносят лишь те, кто пожелает. При каждом ударе барабана больной на голову эти монетки и кладут».

Таморра - Этнические барабаны. Восточные барабаныПохожий ритуал изгнания духов существовал также и в Италии с помощью бубна Таморра. По-видимому, эти барабаны тесно связаны с древними мистериями. Пережитки этих дионисийских мистерий дошли практически до наших дней в виде музыкальных традиций, связанных с так называемым тарантизмом. Тарантизм, по мнению некоторых исследователей — одна из форм массовой истерии, связанная с древней верой в мифическое существо, так называемой Тарантой, которую иногда отождествляют с пауком тарантулом, хотя это не совсем корректно. Таранта — это скорее злой дух, демон, который вселяясь в жертв, обычно молодых женщин, вызывал судороги, помутнение сознания, вплоть до истерических припадков. Эпидемии тарантизма охватывали целые области. Этот феномен описан в хрониках, начиная с раннего Средневековья.

Для излечения от этого недуга приглашался исполнитель на таморре, который на протяжении длительного времени исполнял стремительный ритм (обычно на 6/8), в сопровождении пения или мелодического инструмента. Больной, над которым производился этот обряд, должен был ритмично и быстро двигаться на протяжении многих часов. Обряд мог длиться до суток и более, вызывая полное изнеможение. Для полного излечевания, процедура проводилась несколько раз в году. Последние случаи тарантизма были описаны в 70-х годах прошлого века. Народные танцы тарантелла и ее более древняя форма пиццикарелла происходят как раз из этого обряда. Судорожные движения жертвы, из которой уходил злой дух, со временем ритуализировались и трансформировались в разнообразные  танцевальные движения этих зажигательных танцев.

С появлением в Африке ислама и христианства барабаны были восприняты и этими религиями.

У мусульманских народов барабаны или литавры обязательны при отправлении в хадж, встрече возвратившихся из него, праздновании завершения поста и дня рождения Пророка Мухаммада.

Кеберо - эфиопский барабанВ Эфиопии с момента появления монофизитского христианства кэбэро стали неотъемлемой частью церковной службы, а умение играть на них – обязанностью священнослужителей. В Центральной и Южной Африке многие типы барабанов вошли в литургию афро-христианских сект, «черных церквей». В их сопровождении исполнялись церковные гимны (музыкальные формы которых позднее, в период борьбы за независимость, использовались при создании «песен протеста»).

Не меньшую роль барабаны играли и в светской жизни африканских народов. Они сопровождали у туарегов состязания мехаристов-всадников на верблюдах; в странах Западной Африки и в Судане – соревнования борцов и т.п. Барабаны выполняли и еще одну важную функцию – они были средством передачи информации.

Барабаны (иногда в сочетании со струнными или духовыми) – необходимый и обязательный аккомпанирующий инструмент, используемый хранителями устной исторической традиции или сказителями-певцами. У всех африканских народов, как знакомых системами записей речи, так и бесписьменных, существовали своеобразные устные исторические хроники, которые из поколения в поколение передавали сведения о давнем и недавнем прошлом. Иногда они были закрытым, придворным знанием, иногда – всеобщим; разнились условия и время их пересказов. Так, у куба одни исторические песни могли слышать все желающие; а другие исполнялись только в тесном кругу жен правителя. Иногда же это деление совпадало с делением устной традиции по жанрам. В разных обществах, возможно даже и в разных социальных слоях имели распространение различного типа тексты. В Бурунди достоянием династической семьи верхушки общества были генеалогии и исторические рассказы, а у народа история жила в песнях, поговорках, сказаниях, и рассказывались они всюду и всеми. Подобное же деление было и в Руанде.

Во дворце Абомея (современный Бенин) каждый день в определенный час по звуку барабанов провозглашали имена минувших правителей и воспевали их подвиги. В др. странах рассказы о прошлом звучали лишь в строго определенные обычаями часы и сопровождались торжественными церемониями с барабанами. У куба, йоруба, в Руанде исторические предания рассказывали при интронизации каждого нового правителя.

При дворах правителей африканских государств существовали особые придворные истории. Именно они были подлинными хранителями традиций, хотя знать их обязаны были все претенденты на престол. Нередко последние, как у куба, при коронации должны были рассказать историю своего народа, а «историки» выступали как экзаменаторы. Обязанность и одновременно право сохранять и передавать исторические знания о прошлом своего народа переходили от поколения к поколению (от отца к сыну в обществах с патрилинейным счетом родства и от дяди к племяннику по сестре в обществах с матрилинейным счетом) внутри довольно замкнутой группы. Однако как ни отличались условия и тексты подобных преданий, общим был принцип пения или речитатива в сопровождении музыкальных инструментов.

В некоторых обществах доколониальной Африки складывались целые наследственные кланы музыкантов, а иногда даже касты музыкантов и певцов. Такие корпорации сложились у ряда народов Центральной и Восточной Африки – куба, ньяруанда, ротсе. Как правило, это были придворные музыканты. Такие же придворные музыканты были и у некоторых народов Западной Африки, например, у акан. Они могли играть за пределами дворцовых комплексов только по специальному разрешению правителя. В других районах музыканты были обязаны выступать при дворе лишь дважды в неделю, а в остальные дни они могли играть на народных праздниках, свадьбах и т.д. На «священных» барабанах предков имели право играть только в дни инициаций или ритуальных празднеств, связанных, например, с календарными обрядами и только ритуальные вожди или жрецы, колдуны и знахари. В Анколе (ныне на территории Уганды) при дворе правителя жили эквевупе, в обязанность которых входило исполнение преданий о вождях и воинах. Здесь сложилась даже определенная специализация: например, песни о войнах 18 в. пели только особые придворные певцы – авабаги. Такие же особые сказители были у зулусов: имбанги, которые исполняли изибанго – поэмы в честь героев. Особые группы певцов – маланго, магаи или манджу были у суахили на побережье Восточной Африки: исполнители поэм танд и машаири. На побережье Гвинейского залива выделение таких групп зашло еще дальше. В Бенине музыканты составляли одну из 40 ремесленных корпораций. У йоруба общества «плясунов» и «барабанщиков» существуют и поныне.

Настоящие касты со строгой эндогамией оформились у многих народов Западной Африки. Как правило, они занимали относительно низкое место в социальной иерархии. Здесь не было собственно музыкантов. Музыка служила сопровождением, аккомпанементом к рассказам о прошлом, героическим сказаниям, а музыкант одновременно был рассказчиком, и хранителем традиций. Во многих странах Африки их называют собирательным термином «гриоты», хотя у каждого народа есть и собственные названия лиц этой профессии.

Барабаны изображены на гербах многих стран Африки.

Барабаны в форме песочных часов – один из распространенных инструментов Древней Индии (Дамару). Его изображения появляются на печатях, найденных при раскопках городов протоиндийской цивилизации – Мохенджодаро, Хараппа. Из Индии он проник в Среднюю Азию и Китай. В 3-4 вв. его изображения появляются на памятниках Афрасиаба и Хорезма, он встречается на настенных росписях Топрак-кала.

В регионе Восточной Азии наиболее ранние образцы барабанов найдены при раскопках в Китае; они датируются эпохой Шан (16 в. до н.э. – 1066 до н.э.). В надписях на костях того же времени встречается специальный иероглиф, обозначающий барабан. Предполагается, что барабан в виде трипода, обтянутого кожей-мембраной, был известен и ранее в эпоху Ся (до 16 в. до н.э.).

Вьетнамский бронзовый барабан фрог-драм (frogdrum)Фрог-драм — один из древнейших барабанов, прародитель металлофонов юго-восточной Азии. Своя бронзовая культура — предмет особой гордости вьетнамцев. В эпоху так называемой донгшонской цивилизации народностью лаквьет в 2879 году до н.э. было создано полулегендарное королевство Ванланг. Символом культуры Донгшон стали бронзовые барабаны с характерным геометрическим узором, сценами народной жизни и изображениями тотемных животных. Барабаны выполняли не только музыкальные, но и ритуальные функции.

Подобные барабаны сейчас используются в Таиланде и Лаосе. Легенды народа Хо - Монг говорят, что барабан спасал жизнь их предков во время больших наводнений. Барабан являлся одним из предметов, который клали с умершим в гробницу (местность Донг Шон, провинция Тхань Хоа, Вьетнам).

Во Вьетнаме общее название барабанов – чонг/кай чонг (cai trong). Известно несколько разновидностей бочонкообразных барабанов, среди которых горизонтальный (подвешиваемый) 2-сторонний чонг длиной 50-80 см. с диаметром мембран 40-50 см., по которому ударяют большими палками (аналогичен тайскому тапхан); чонг бат ня (trong bat nha), сопровождающий буддийские песнопения. Среди цилиндрических барабанов малый 2-сторонний барабан чонг зе (trong de), по которому ударяют двумя палочками, используемый в народном театре хат тео; малый барабан чонг тяу (trong chau) с диаметром мембран около 14 см. Удары в чонг тяу длинной палочкой (30 см.) заменяли аплодисменты на концертах певиц хат а дао: 12 ударов по корпусу обозначали вызов певиц и музыкантов, 9 ударов по мембране – приглашение артистов к готовности начать выступление, 2 удара по мембране – для ускорения начала концерта, 5-6 ударов по мембране, следующих за одним ударом по корпусу – для удаления со сцены посредственной певицы; в качестве аплодисментов удачным пассажам певицы публика начинала ритмически поддерживать ее пение ударами в барабан, на котором также играют палочкой (или двумя палочками), - чонг бок (cai trong boc). Чонг ком аналогичен индийской мридангу. Вьетнамское обозначение бронзовых барабанов – чонг донг (trong dong).

Одной из древних функций барабанов была времяизмерительная. Так, в доколониальной Бирме (ныне Мьянма) ударами большого барабана бахоу отмечали три ночные стражи (с 18 до 21 ч., с 21 до 24 час. и 24-3 час.). В королевском же дворце бахоу отбивал каждые 3 часа. Подобный обычай был известен и в средневековом Китае (где удары барабанов чередовались с ударами колокола).

Барабан использовался и в буддийских обрядах. Так, в Мьянме во время подношения даров и пострижения в послушники бьют в барабан бьози (длина его корпуса свыше 90 см., диаметр около 60 см.).

Китайский барабан БаджиогуОктогональный бубен баджигоу был также национальным инструментов манчжуров. По всей видимости, в древности этот барабан использовался для ритуальных танцев. Во времена династии Цинь (3 в до н.э.) подобный барабан изображался на флаге. В настоящее время бубен используется в основном для сопровождения традиционного вокала или танцев.

В письменных источниках, относящихся к эпохе Чжоу (1066 – 221 до н.э.), встречается свыше 30 названий разновидностей барабанов (общее китайское обозначение барабанов – гу), имеющих разные формы и различное назначение. В конфуцианском трактате «Лицзи» имеются 2 фрагмента нотации партий барабанов из музыки придворных торжественных обедов.

Тайко - японский барабанИспользовались барабаны и в китайской армии. Ритм барабана тайко задавал темп марширующим войскам, служил для передачи приказов и объявлений. Эти барабаны использовались также на поле боя, чтобы испугать, ошеломить противника: один солдат нёс барабан на спине, а двое в него били. Например, в решающей битве между Ци и Лу в 684 году до н. э. барабаны вдохновили солдат и переломили ход боя. В Японии была найдена датируемая VI-VII веками глиняная фигура барабанщика с барабаном тайко.

Начиная с эпохи династий Цинь и Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) и в эпоху Северных и Южных династий (420 – 581) барабаны становятся обязательными инструментами почти в любых оркестрах, к этому времени относится появление различных малых барабанов. На дошедших до нашего времени пещерных фресках и погребальных барельефах с изображением музыкальных сцен всегда встречаются музыканты, играющие на барабанах.

В эпоху династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) – период интенсивного культурного обмена с регионами, расположенными западнее Китая, китайский инструментарий обогатился еще сотней видов барабанов, заимствованных из восточной части Туркестана, Средней Азии, Среднего Востока и Индии. Барабаны повсеместно применялись в придворной, храмовой и народной музыке.

В правление династий Сун (960 – 1280) и Юань (1280 – 1368) в связи с бурным развитием музыкальной драмы появился ряд новых барабанов, вошедших в театральный оркестр.

В эпоху династий Мин (1368 – 1644) и Цин (1644 – 1911) и в 20 в. барабан широко применялся в музыкальных драмах, песенно-повествовательном искусстве, песенно-танцевальной музыке, местных инструментальных ансамблях, а также в буддийской и даосской храмовой музыке. Барабаны являлись также обязательными на праздниках и народных гуляниях. Число используемых в Китае в кон. 20 в. разновидностей барабанов доходило до 100.

Тибетский барабан НгаПо преданию, легендарный древне-китайский правитель Яо вывешивал барабан у ворот дворца, чтобы подающие жалобу царю ударяли в него, оповещая о своем желании. В Китае существует поверье: чем громче гремят барабаны, тем лучше взойдут весной растения. Звуки барабанов считались «звуками весны».

Многие виды китайских барабанов в разные эпохи были заимствованы культурами Кореи и Японии (Дадайко, Коцудзуми, Оцудзуми, Тайко), отчасти – Вьетнама.

 

В Океании можно выделить 2 основные разновидности барабанов.

  1. 1-сторонние, без дна, цилиндрической или «приталенной» формы; малые и большие. Распространены в Новой Гвинеи и на некоторых островах Меланезии.

  2.  Общераспространённое название барабанов на языке пиджин-инглиш – кунду (kundu). В местных языках и диалектах имеются свои названия инструмента и отдельных его частей. Барабаны изготавливаются из цельной части ствола только что упавшего дерева, слегка просушенного; снаружи ствол хорошо обрабатывается в форме цилиндра или песочных часов (с разной степенью сужения к середине), иногда полируется; ручки (не обязательные) вырезаются в том же куске дерева. После обработки поверхности (не ожидая полного высыхания ствола) внутренность выжигают с обоих концов путем вдувания мелкого раскаленного угля через бамбуковую трубку. Мембрану из шкуры мелкого кенгуру, ящерицы или большой змеи (на некоторых островах – больших рыб) приклеивают к отверстию (выбирают сторону корневой части ствола) соком дерева или печеным таро и на время высыхания клея туго закрепляют плетеной лентой. Поверхность сохраняет натуральный коричневый цвет либо окрашивается в черный цвет. Длина кадла большого барабана – до 1 м., среднего – 60-70 см., малого – 30-35 см.; средний диаметр – до 16 см.

Гавайский барабан Паху (Pahu)Наружная часть барабана и ручка часто украшены резным геометрическим орнаментом: треугольниками, волнистыми линиями, зигзагами и т.п., а также изображениями человеческих лиц, дюгоней, рыб, крокодилов и др. Орнамент может быть раскрашен несколькими цветами. Иногда в качестве украшений употребляют мелкие раковины, набор которых подвешивают к ручке, и разноцветные птичьи перья и листья. Открытый конец барабана может иметь форму раскрытой пасти крокодила или змеи, два выступа считаются их зубами. Различные части барабана имеют свои антропоморфные названия (слова, обозначающие голову, лицо, лоб, щеки и др.).

При изготовлении барабанов в разных регионах соблюдаются особые правила поведения и запреты: мастер уединяется или даже взбирается на дерево (той же породы), устраивается на ветвях или специальной платформе; женщины и дети не должны видеть процесс изготовления.

В Полинезии барабаны – исключительно мужские инструменты. Основное их назначение – сопровождение обрядовых плясок и шествий, которые совершаются под хоровые песни. Музыканты сопровождающие пляски, бьют в барабаны большого размера, сидя на земле, пляшущие также бьют в барабаны меньшего размера, при этом «включают» их в танец, «играют» ими, поднимая над собою, опуская до земли или выбрасывая вперед и в стороны. Бьют в барабаны ладонями правой руки (в малый барабан – тремя средними пальцами), при этом двигается только кисть, слегка локоть, а плечо остается неподвижным. По ходу пляски участники ее наряду с оглушительными ударами в такт песне могут производить шелестящие звуки и легкую дробь. Для усиления звучания и придания особых тембров к мембране приклеиваются шарики воска (от особого вида пчел – не жалящих), набор которых восполняется по мере их отпадания. Во время плясок к барабанам подвешиваются сухие стручки растений или орехи, которые при движении производят дополнительные звуки. Для поддержания натяжения мембраны барабан время от времени подносят к огню.

Барабаны фигурируют в мифологии и в магической практике туземцев. Согласно мифам, распространенным на южном берегу Новой Гвинеи, первый барабан явился чудесным образом из тела убитой и обезглавленной жены мифического героя. В разных местах Новой Гвинеи указывают водоемы или пещеры, впадины под камнями, эхо которых считается ударами в невидимые барабаны духов умерших. Верят, что звуки барабанов способны предупредить о приближении к деревням болезней и остановить их. Отдельным барабанам приписывается сила лечебной и любовной магии. Утверждают, что искусные мастера могут ударами барабанов передать имя возлюбленной.

1-сторонние, цилиндрические барабаны с дном (или перегородкой внутри корпуса). Распространены на архипелагах Полинезии (Туамоту, Мангарева, острова Кука, Маркизские Гавайи, в прошлом – Тонга, Самоа). Наиболее известное их название – паху (pahu).

Барабан изготавливается из отрезка бревна кокосовой пальмы или хлебного дерева разной длины и, как правило, большого диаметра (от 20 до 60 см.). верхнее отверстие затягивается мембраной из шкуры акулы, натяжение которой регулируется посредством особой системы шнуров, которые протянуты к основанию (в разных регионах отмечены свои методы закрепления мембраны). Поверхность корпуса барабана, как правило, резная, преобладают вертикальные, по всему стволу, полосы и желобки, могут быть вырезаны также фигуры и знаки. Барабаны могут окрашиваться. Обычное положение барабана – вертикальное. Сверху внутренность барабана выскабливается примерно на 2/3 длины, снизу – либо частично, чтобы в середине ствола оставалась толстая перегородка, либо низ вовсе закрыт. Нижняя часть чаще всего переходит в систему резных стоек, которые также используются для протягивания и закрепления шнуров мембраны. Стойки имеют разные формы – зубцов, треугольников, арок, столбиков, стилизованных фигур и т.д. Барабаны небольшой высоты (до ¾ м.) употреблялись при плясках: музыканты, сидя на земле, били по ним ладонями. Барабаны большого размера (до 2,5 м.) служили для особых ритуальных церемоний, при жертвоприношениях, инаугурациях вождей, при жреческих службах и т.п. Для некоторых особо торжественных случаев изготовлялись специальные барабаны. Согласно преданию, барабан получил от богов мифический предок.

Швейцарский барабанВ современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован европейцами у арабов Испании и Палестины. В средние века барабан использовали швейцарские наемные пехотинцы. Он крепился на правом плече музыканта с помощью ремня. Именно к этому инструменту применялось первоначально слово «барабан».

В XVI веке барабаны использовались в Британской армии в пехоте, у драгунов и кавалерии. Во времена Генриха VIII в каждой роте от ста человек было двое барабанщиков. В XVII веке основными используемыми сигналами барабанщиков были «Внимание», «Строиться», «Готовность», «Марш», «Атака», «Отступить».

В средневековой Европе наряду со знаменем и литаврами цилиндрический барабан считался символом армейской чести и доблести и потому являлся наиболее ценным военным трофеем, а убранство барабанов, как и одежда барабанщиков, отличалось красотой и пышностью. При помощи специальных ремней барабанщик прикреплял к себе инструмент и, чтобы довольно длинный корпус барабана (до 60 см.) не мешал при ходьбе, поворачивал его набок под углом 20-45 градусов. Наклонное положение отражено в английском названии: «боковой», «сторонний» (side drum). Военное прошлое дало общее название инструментам этой группы: «военные барабаны» (лишь провансальский тамбурин употреблялся только для танца). Объединяют их также общие черты конструкции: цилиндрическая форма корпуса, на который натянуты 2 перепонки, выступающие над кожей обручи и резонансные струны (тароль, малый барабан, военный барабан, провансальский тамбурин), натянутые вдоль внешней стороны нижней мембраны (в некоторых исторических моделях – над верхней) и сообщающие барабану своеобразную «трескучесть» (при ударе перепонки приходит в соприкосновение с плотно прилегающими к ней струнами, производя таким образом «треск»). Предусмотрено отключение струн при помощи отбрасывателя пружин. Металлические пружины, скрученные в виде спирали из проволоки, чувствительные к малейшему колебанию кожи, звучат коротко, четко. Металлические, обвитые шелковой нитью пружины звучат мягче, но достаточно четко и определенно. Жильные (кишковые) струны изготавливаются из кишок животных; их звук раскатистый, полный. Лучшие модели имеют регулятор натяжения, что очень важно: слабо натянутые, провисающие пружины являются причиной неприятного и продолжительного «дребезжания», в перетянутом состоянии они препятствуют свободной вибрации нижней перепонки, отчего звучание лишается глубины, объема. Глушение барабана производится при помощи специального демпфера или накладыванием куска ткани на верхнюю перепонку. Тароль, малый барабан и военный барабан отличаются друг от друга лишь размерами, и средний из них – малый – является универсальным, так как в своих крайних объемах – минимальных и максимальных – он дублирует тароль (минимальный) и военный барабан (максимальный). В пределах каждой разновидности наблюдаются различные комбинации соотношения высоты корпуса и диаметра перепонки. Строй барабана зависит от диаметра и степени натяжения мембраны: перепонка меньшего диаметра звучит выше перепонки большего диаметра, а при одинаковом диаметре выше звучит перепонка с большим натяжением. Глубина корпуса (кадла) влияет на тембр и продолжительность звучания: мелкий барабан звучит весьма определенно, четко, что особенно ценится при игре в помещениях (концертном зале, студии), а инструмент с глубоким корпусом (при том же диаметре) звучит глухо, раскатисто, что требуется при игре на открытом воздухе (именно поэтому военные барабаны делаются с более высоким корпусом, чем у малых барабанов). Наклонное положение является причиной различной постановки для правой и левой рук: если правая рука «захватывает» палку естественным для человека образом – большим и указательным пальцами, то в левую руку палка вкладывается в углубление между этими пальцами; указательный и средний пальцы располагаются под палкой, безымянный и мизинец – под ней. Естественнее было бы держать палку левой рукой таким же способом, как и правой (что и делается многими исполнителями), но эта постановка не пригодна для игры на марше, так как требует абсолютно вертикального положения барабана, что не даст исполнителю возможности передвижения.

Впервые о применении барабанов в русской армии упоминается при осаде Казани 1552 года. В русской армии применялись накры (бубны) - медные котлы, обтянутые кожей. Такие «бубны» имели при себе начальники малых отрядов. Накры привязывали перед всадником, у седла. Били в накр рукояткой плети. По свидетельствам иностранцев, в русской армии были и большие «бубны» - их перевозили четыре лошади, а били в них восемь человек.

Малый барабан стал известен в русских войсках во времена Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова, когда были приняты на службу иностранные наёмники. Пётр I издал указ о придании каждому воинскому соединению от сотни специального барабанщика. В обязанности барабанщика входило сопровождение войска на марше, передача сигналов в бою. По словам современников, Пётр сам неоднократно «выказывал отменную барабанную сноровку», был барабанщиком в своих потешных войсках.

Значение военных барабанщиков упало во время Восточной войны 1853-1855 годов. Русско-японская война показала, что боевая роль барабанов закончена. В 1909 году был издан указ об изъятии барабанщиков из штатов военного времени и сохранении их для надобностей мирной службы и обучения. Однако в 1910 году военный устав вновь установил выдвижение войсковых частей во время боевого похода с барабаном.

В XX веке произошли два значительных усовершенствования барабанов. В 1920-1940-х годах компания Gretsch стала производить корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева, этот способ используется и сегодня. Около 1956 года Эвансом Марионом на замену кожаным мембранам были изобретены пластиковые, более устойчивые к влажности и лучше сохраняющие настройку.

В настоящее время продолжается как развитие и усовершенствование самого инструмента, так и поиски новых техник исполнения. В 1930-1932 годах был изобретён Rhythmicon - прототип современных драм-машин, ставших популярными в восьмидесятые годы ХХ века. Драм-машины позволяют воспроизводить запрограммированный заранее звук и значительно увеличили возможности аранжировки. Тем не менее, они не смогли заменить живых барабанщиков.

Барабанная техника игры включает 2 основных элемента – одиночный и двойной удары, а также различные комбинации того и другого (например, парадидл – англ. Paradiddle) и модификации двойного удара (дробь, тремоло). Дроби подразделяются на «чистые», состоящие из одиночных или двойных ударов, и «заполненные», так называемые мелкие (англ. Crush roll, buzz roll), являющиеся по сути сериями двойных ударов, заполненных, «смягченных» рикошетными ударами каждой из рук – «отдробками»; в результате такого «размельчения» получается ровное непрерывное «жужжание» (пиано) или напряженный рокот (форте); возможна короткая дробь одной рукой – «дробь с прижатием» (англ. Press roll): тотчас же после удара исполнитель, не прерывая движения, прижимает палочку к мембране, вызывая таким способом серию интенсивных близко один к другому расположенных отдробков. Аппликатура диктуется характером удара (двойной – исполняется одной рукой, форшлаг и т.д.) и исполнительской традицией. Старая русская традиция требует непременного соответствия аппликатуры метрической системе исполняемого произведения (правая рука непременно должна совпадать в своих ударах с сильной долей, левая – со слабой). Другая традиция предполагает поочередные удары обеих рук без учета сильных и слабых долей. Этот метод называется «рука за рукой» (англ. Hand to hand).

Говоря об этнических барабанах стоит упомянуть и такие ударные инструменты, как бубен и литавра. Они также как и барабан относятся к такой группе ударных инструментов, как мембранофоны.

Вообще ударные мембранофоны восходят к цивилизации Шумера; вавилонские фигурки мужчин и женщин с бубнами датируются приблизительно 2000 до н.э.; барабаны, литавры – с глубокой древности были обязательной принадлежностью военной музыки народов Востока. Древние греки, использовавшие в качестве военных инструментов только духовые – флейты и трубы, утверждали, что ударными инструментами пользуются только варвары. Считается, что лишь Александр Македонский ввел барабаны в военную музыку своей армии. Плутарх (1-2 вв.) упоминает литавры парфян, наводившие ужас на врага. Страбон (1 в. до н.э.) указывал, что ударные инструменты из меди (бронзы) использовались как сигнальные персами; в Индии предпочитали и тарелки, и барабаны.

Литавры СтрадивариИ в наши дни литавры остаются ведущим инструментом ударной группы. Подвергаясь конструктивным усовершенствованиям и обретая в результате этого новые качества, литавры оказались инструментом, способным отвечать художественным требованиям композиторов различных эпох и направлений.

Инструмент представляет собой медный котел (сейчас иногда алюминиевый или даже плексигласовый) полукруглой или параболической формы с натянутой на него и особым образом закрепленной хорошо выделанной телячьей кожей. В некоторых новых моделях кожа заменена пластиком, не реагирующим на атмосферные условия и одинаково плотным во всех своих частях, что весьма существенно.

Инструменты различаются по своим размерам и по способу управления натяжением кожи. Последнее позволяет выделить следующие четыре основные разновидности:

  1. Винтовые литавры (возникновение их относится еще к XVI веку) – с 6-8-ю винтами, равномерно расположенными по окружности инструмента, естественно, требующая значительного времени, так как исполнителю необходимо повернуть каждый из винтов. Понятно также, что перестройка на меньший интервал производится быстрее, чем на более широкий.

  2. Механические литавры, перестраиваемые с помощью одного винта (рычага), что ускорило процесс перестройки.

  3. Вращающиеся литавры – перестройка осуществляется путем поворота инструмента вокруг своей оси. Недостатком этой модели является смещающееся (из-за вращения) место удара палки по коже, что отрицательно отражается на качестве звучания.

  4. Педальные литавры – наиболее современная и совершенная разновидность. Педальный механизм позволяет производить перестройку без помощи рук в кратчайшие доли времени, что дает возможность перестроить инструмент даже непосредственно во время игры на нем.

Литавры (в количестве до семи, но чаще три-пять) размещаются вокруг исполнителя обычно в порядке от более низко звучащих, стоящих справа, к меньшим по размерам (и более высоким по звучанию), расположенным слева, или наоборот. Играют на литаврах двумя специальными палками (bacchette di Timpani - ит.) длиной в 30-36 см., с деревянными или пробковыми круглыми головками, обтянутыми фильцем или другим материалом (общим диаметром в 3-4,5 см.), в зависимости от чего они делятся на мягкие (bacchette soffici – ит.) – если применен войлок, пушистый фильц; средней твердости (bacchette medie – ит.) – обмотка из плотного фильца, губки, кожи; твердые (bacchette dure – ит.) – изготовленные из дерева или пробки.

Полные, гулкие удары производятся палками с большими головками, для ударов средней силы и в быстром движении более удобны легкие палки с меньшими головками, и, наконец, палки с маленькими головками употребляются для получения наиболее легкой звучности. Таким образом, использование тех или иных палок существенно влияет на окраску звука.

Звук литавр – полный, длящийся до пяти секунд после удара, со значительным количеством призвуков (от колебаний котла), которые приглушая тон, создают иллюзию звучания октавой ниже. Большие по размеру литавры по звуку, естественно, полнее меньших. Необходимо отметить также, что наиболее низкие для каждого инструмента звуки из-за ослабленного натяжения кожи звучат глухо, дрябло, детонируют; чрезмерно высокие – сухо, барабанно. На качество звука влияет также место удара – полноценный звук получается лишь в определенных местах (между краем и центром, ближе к краю). Удар в центр звучит глухо, с повышением до полутона, удар у самого края – также выше, но гулко. Одновременный удар в центр и в край дает понижение на полтона.

На литаврах отлично получаются любые ритмические построения. Чрезвычайно богат динамический диапозон.

Шаманский бубен - африканский барабанБубен – инструмент, сочетающий в себе мембранное и металлическое звучания, что позволяет трактовать его как переходной между этими категориями ударных инструментов.

На узкий (высотой до 6 см.) цилиндрический корпус с одной стороны натянута и закреплена кожа. В прорезях деревянного корпуса, сделанных иногда в два ряда, на стерженьках помещены свободно болтающиеся парные маленькие металлические бляшки – тарелочки, бряцающие при встряхивании, ударе в бубен и т.п. Величина бубнов колеблется от 15 до 37,5 см. в диаметре, что делает возможным использование, к примеру, «маленького», «среднего», «большого» бубнов.

Динамический диапазон бубна очень велик, на нем хорошо получаются самые разнообразные ритмические последовательности. В сочетании с разнообразием оттенков звучания это создает широкие возможности его использования и в наше время.

Итак, прошло много тысячелетий с тех пор, как первый человек в попытках извлечь звук, стучал палкой по дереву. В процессе эволюции появились кубкообразные барабаны, которые изготавливались из глины, достигая в высоту от 14 до 46 см. Однако прогресс не дремлет, и сейчас изменились не только форма, звучание, но и материал изготовления этнических барабанов, от чего, кстати, может сильно варьироваться цена: от двух до пятнадцати тысяч и более. Как понятно из истории, у каждого этноса есть свои традиционные музыкальные ударные инструменты.

Подробнее прочитать о разновидностях барабанов, вы можете на странице Этнические барабаны мира.

Барабаны обретают все большую популярность во всем мире. Ведь эти инструменты представлены в большом ассортименте и доступны любому. А если хочется чего потяжелее да посовременнее, вас выручит ударная установка. Как и перкуссионные инструменты, она обрела свой нынешний вид благодаря результату многолетней деятельности музыкантов, которые искали нужный звук, пытались его извлекать, подбирая нужные форму, объем и материалы. И, соответственно, искали определенный минимум во всей «ударной кухне», которая позволяла бы играть большинство их репертуара. Отсюда и появились стандартные бас-бочка, малый рабочий барабан, которые задают основной ритм; хэд, заполняющий звуковое пространство между бас-бочкой и малым барабаном; и альты, которые используются для сбивок, вставок, переходов, окрашивания ритма.

Ударники всегда востребованы, так что, если хотите стать сердцем музыкальной группы, этот инструмент для вас.

Об этнических барабанах можно писать бесконечно, ведь и история и характерные особенности каждого из них по-своему очень загадочны и интересны. Но писать это одно, а держать в руках этот музыкальный инструмент, слушать его звуки, доверять ему себя, свою душу... это совсем другое. Для прикосновения к барабанной культуре, приглашаем в нашу барабанную школу.

Читайте также:

Статьи о ритмических традициях мира на английском языке

Использованы материалы из Музыкального Арсенала, Энциклопедии театра

 

Ритм и смысл
Новости

На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).

Приглашаем на день открытых дверей 23 сентября с 15:20 до 16:30 по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.

Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.

Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.

C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.

17 июня, прошел воркшоп по дарбуке от звезды мирового уровня, Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1
Также в 16 часов в лектории состоялась лекция по турецким ритмам:
http://turkey-fest.ru/shedule/lektorij?tag=1

20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

C 11 марта для начинающих с нуля появилась возможность проводить дополнительное занятие в субботу с 14 до 15 по предварительной записи.

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

8 января 2017 г. с 16:40 до 17:40 состоялся открытый урок.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

8 лет школе Ченнелинг

12 ноября 2016 г. состоялось 8-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

С октября 2016г. занятия по средам будут идти с 20 до 22 часов.

1 сентября 2016 г. на нашем сайте обновились статьи:

18 августа 2016 обновилась статья про шаманский бубен.

13 августа 2016 г. мы приняли участие в фестивале "Дыхание Севера".

С 20 по 26 июня 2016г. прошел 13-ый фестиваль «Барабаны мира», на котором была представлена наша школа.

В субботу, 18 июня в рамках фестиваля Папин день мы приняли участие на стенде Марокко.

Идет запись в новую группу с нуля по дарбуке.
Записывайтесь по адресу: darbuka@channelingstudio.ru

9 марта 2016 г. на сайте обновилась статья «визуализация ритмов»

На сайте обновилась статья «барабаны мира» и появились новые статьи: «балканская ритмика» и «алгебра ритмов».

В июне 2015 г. занятия вместо будут идти по средам и субботам!

43 ритма мира
В январе 2016 г. вышло новое подарочное издание — 43 ритма мира.

24 января 2016 г. в студии состоялся мастер-класс от трех мастеров:
http://vk.com/darbukamoscow

С нового года занятия возобновятся в воскресенье 3-го января c 14 часов.

7 лет школе Ченнелинг

29 ноября 2015 г. состоялось празднование 7-летия нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

Занятия с сентября 2015 идут в «центре О» на м Арбатская по адресу Малый Николопесковский пер. д.9/1 стр.2 пом. 30.

Наша студия приняла ударное участие в дне города 6 сентября 2015 г. Моcквичи имели возможность прикоснуться к барабанам и познакомиться с достижениями нашей группы.

Наше вступление на фестивале Ориенталия-2015, 22 августа:
https://vk.com/album-14866293_220113805

5 июля состоялся открытый урок:
http://vk.com/event97262716

В июне наша школа приняла участие в фестивале Барабаны мира-2015.

В июне 2015 обновился раздел барабаны мира.
Теперь можно не только прочитать, но и послушать звучание барабанов.

В апреле 2015 обновился раздел ритмов.

19-го апреля, в студии «Ченелинг» состоялся открытый урок по дарбуке и африканским барабанам:
http://vk.com/event91077302.

В феврале 2015 г. вышло новое 100-страничное издание учебник по дарбуке для профессионалов.

 


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Channeling Percussion Studio», 2008-2016

Телефон:

8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов:
барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/channeling, www.facebook.com/channelingstudio
Youtube: www.youtube.com/sergekuz

Запись на занятия:
darbuka@channelingstudio.ru

www.al-mental.ru - музыкальная группа

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник