Барабанная школа Darbakesh Percussion Studio

Живи в ритме!


Этнические барабаны. Восточные барабаны

История беллиданса его музыки.

Дарбука — главный перкуссионный инструмент Ближнего Востока, который находится в центре внимания нашей школы.
Как играть на дарбуке вы сможете узнать в разделе видеоуроков и в разделе по нотной записи ритмов.

См. также Хроники этнической музыки и восточного танца в России

Становление танца

Ни для кого не секрет, что своей популярностью во всем мире дарбука во многом обязана танцу живота, который в современном мире стал прочно ассоциироваться с арабским танцем. В этой статье мы попробуем разобраться как дарбука из народного инструмента превратилась в один из виртуознейших инструментов нашего времени.

Существует множество версий происхождения танца живота, но сейчас популярны три легенды относительно его появления:

Легенда 1. Египтяне уверены, что танец живота происходит от фараонов и первыми танцовщицами были жрицы любви в храмах.

Легенда 2. История восточного танца загадочна как и сам танец пустыни. В древности это был обрядовый танец – женщины окружали роженицу и вдали от мужских глаз танцевали, отгоняя от нее злых духов. Они совершали движения, схожие с движениями родовых мук, чтобы духи не могли распознать, кто же из женщин рожает, и не могли украсть душу новоржденного. 

Легенда 3. Хотя египтяне уверены, что танец живота происходит от фараонов, на самом деле он был привнесен цыганами Гавази (Ghawazee) из Индии в 10-м веке и уже оттуда разошелся по миру.

В то время как о ранних цивилизациях Египта, Греции и Рима существует много иллюстративного материала, помогающего нам понять, каков был тогда танец, о танце перед 18-ым столетием написано очень немного. К этому времени появляются упоминания иностранных путешественников о Восточном танце, что, возможно, произошло, поскольку священные и ритуальные танцы уже развились в народные танцы разных стилей под влиянием многих этнических групп. И тысячи народных танцев, которые развились на Ближнем Востоке, были танцами женскими, включающими изолированные движения бедер и живота.

Два стиля, которые , по всей видимости, сильнее всего повлияли на Ракс Шарки (Raks Sharqi — с арабского танец живота) это Гавази и Балади (Baladi). Западные путешественники были очарованы танцами, увиденными ими в Египте, и принесли эту новость в Европу.

Гавази (в переводе с арабского — «завоеватели», подразумевается завоевание души аудитории, «чужеземцы») — особая группа уличных эротических танцовщиц в Египте, принадлежащая к восточной ветви цыган Дом. Цыгане Дом проживают в Турции, Иране, Ираке, Кипре, Закавказье, Средней Азия, Израиле. В Египет они попали через Сирию. Во время своих странствий Гавази впитывали местные традиции, включая влияние Египта, Турции, Северной Африки, Персии и других стран Ближнего Востока. По всей видимости, они сыграли важную роль в распространении дарбуки. В арабских источниках изображение дарбуки впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 г. и 1590 г., где персидские цыгане играют на подобных инструментах.

В крупных городах гавази обычно занимали часть квартала, отведённого публичным женщинам. Их выступления были запрещены в 1834 году Мухаммедом Али Египетским. После этого они поселились в Верхнем Египте. Часть гавази осталась в Каире, выдавая себя за альмей. Альмея — танцовщица, певица и женщина-музыкант высокого ранга, которая была должна в гаремах развлекать женщин богатых и знатных господ в арабском Египте. Именно альмеи стали источником вдохновения для многих европейских художников и музыкантов, а впоследствии стали прообразом восточных женщин в голливудских фильмах.

Наряду с Гавази в Верхнем Египте проживала народность Саиди, которая практикует танец с тростью тахтиб. Танец Тахтиб является танцем военного искусства со времён фараонов. Фараоны изображали сцены овладения данным боевым искусством на стенах своих замков для того, чтобы их солдаты смогли таким образом, обучиться. Под Тахтибом, в то время, подразумевали боевое искусство. Древние Египтяне показывали фехтования палками или бой на палках в качестве дани уважения Фараону. Данный вид фехтования, возможно, был основан на реальной системе боевого искусства, которая использовалась в бою. Тахтиб это особая форма искусства, в котором объединены существующая техника ведения боя на палках, эстетическое искусство и принцип игры или шоу. Тахтиб – один из любимых танцев на празднике, свадьбе, открытиях фестивалей, праздниках сбора урожая. Этим танцем мужчины увлекаются в качестве занятий для траты свободного времени, хобби или для приобретения навыков самообороны. Как правило, играется быстро и с сильными акцентами, также танец сопровождают звуки рожка «мизмар». Танец с тростью в танцах живота по сути является пародией на мужскую версию этого танца.

Танец Гавази Giulio Rossati. (1857 –1917)

Балади (Baladi) означает "родина" или "родной город". Балади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для женщин, при этом аккомпанируя на дарбуке. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком и в целом танец производил довольно тяжеловесное впечатление.

До 19-го столетия, восточный танец исполнялся, как правило, в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы (да-да, в иудейских семьях его тоже танцевали!) и другие подобные события не обходились без этого танца. Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец.

Интересные сведения о дарбуке в современной литературе мы находим в трудах английского учёного и путешественника Эдварда Уильяма Лейна, написавшего труд о нравах египтян в 1836 г. и впоследствии многократно переиздававшийся. Он пишет, что дарбука («дарабуккеш») с деревянным корпусом, облицованным перламутром, и с рыбьей кожей используется женщинами в гаремах. Другая разновидность дарбуки, более крупная из глины широко используется нильскими рыбаками для аккомпанемента зумре. С 1870 гг. до нас дошли фотографии египетских женщин с дарбуками.

В 1880-х годах, европейцы начали проникаться очарованием Востока. Такие писатели, как Гюстав Флобер и такие художники, как Жан-Леон Жером путешествовали на Ближний Восток и в Северную Африку за вдохновением. Впервые дарбука в западной классической музыке была использована в опере Гектора Берлиоза «Троянцы» (Les Troyens, 1863), в «Танце нубийских рабов» в IV акте. Туристы посещали этот регион, чтобы поглазеть на экзотические ландшафты и людей. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали несколько стран региона.

Арабский танец 1870 г.Среди европейских охотников до экзотики быстро распространился слух о том, что восточный танец - это зрелище, которое нельзя пропустить. Восхищались ли туристы этим танцем или презирали его, но нечто настолько отличающееся от родной европейской культуры не могло не обладать завораживающей притягательной силой для них. И если раньше восточные женщины танцевали только для семейных праздников, с этих пор они нашли в иностранцах новую публику для себя и новый рынок для показа своих талантов.

В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% были не египтянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi , под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии (змеевидные руки), Индии (движения головы), других стран Ближнего Востока и, возможно, через контакт с Гавази превратился в новый танец, известный как Беллиданс. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря "Raks Sharqi", подразумевают "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер теперь ассоциируется с Балади, и центр движений смещается наверх, на торс.

В это время Турция была поглощена своей культурной революцией, пришедшей со свержением последнего оттоманского султана после первой мировой войны. Турция была занята мучительным перевоплощением из монархического в демократическое, из религиозного в светское общество. Под предводительством Ататюрка Турция была отвращена от своей исторически восточной культуры и стала смотреть на запад за политическим и культурным руководством. Новое правительство запретило мужчинам носить традиционную феску, а женщинам - покрывать лицо. Суфийская секта Мевлеви (вращающиеся дервиши традиции Руми) была запрещена. В свете этих социальных и культурных изменений развитие восточного танца и музыки в Турции было практически невозможно. Именно поэтому развитие дарбуки в Турции в дальнейшем пошло по самобытному пути усложненных ритмов, не предназначенных для танцев.

Золотая эра беллиданса

Начиная с середины 19-го века стали популярными всяческие шоу. Восточные танцовщицы участвовали в них в Европе, Франции и Соединенных Штатах. Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1893 танцовщицы появились в Чикаго, и рекламой для них стала французская фраза "Danse du Ventre." Фраза, переводимая как "танец живота", была рекламной уловкой и привела к недопониманию и к искажению смысла танца.

В Каире, столице Египта, первые ночные клубы, предложившие этот танец как вид развлечения для широкой публики, появились в 1920-х годах. Аналогичные заведения немедленно проклюнулись в Бейруте. Рабочие места для музыкантов и танцовщиц процветали благодаря спросу со стороны иностранцев.

Когда голливудское кино и американская музыка начали свое бурное развитие в начале 20-го века, аналогичная индустрия развлечений появилась в арабском мире. Как Нью-Йорк и Голливуд были центрами индустрии развлечений США, так Каир и Бейрут стали столицами музыки и кино в арабо-говорящей части планеты. Именно Гооливуд придумал костюм состоящий из лиф, пояса и юбки, украшенных бисером и способствовал популярности беллиданса во всем мире. Голливудские фантазии привели к появлению таких аксессуаров, как змеи, мечи, канделябры и прочее.

Забавно, что под очарованием гаремных сцен в голливудских фильмах, египетская киноиндустрия начала наряжать своих исполнителей в костюмы, аналогичные голливудским. Скоро египетский танцевальный процесс начал устанавливать на Ближнем Востоке новый стандарт отношения в восточному танцу: теперь он стал больше профессиональным сценическим искусством, чем народным танцем. И хотя как народный этот танец существовал в культурах стран Ближнего Востока на протяжении столетий, ни в Турции, ни в Иране, ни в Северной Африке он не прошел аналогичного египетскому пути развития. Вот почему даже многие люди Ближнего Востока называют сегодня этот танец "арабским".

Несмотря на такое широкое распространение фольклорной основы, сценическое исполнение беллиданса в основном связано с египетской музыкой, аксессуарами и костюмами. Даже современные персы называют этот танец "арабским". В Турции большинство исполнительниц танцуют под арабскую, а не турецкую музыку, и пользуются типичными египетскими аксессуарами - тростью и канделябром. В Северной Америке и Европе основная часть танцовщиц также ориентирована на Египет.

В 1940г. в Каире, танцовщица сирийского происхождения, Бадия Масабни (1892-1974), открывает свой легендарный мюзик-холл "Opera Casino". Он был популярным не только в Египте, но и в Европе, и в Америке, Все танцовщицы Ближнего Востока мечтали выступать у Бадии в шоу. Она пригласила европейских хореографов, в том числе Кристо Клаадекса, чтобы добавить в восточный танец западный элемент. Танец стал меняться. Появилось больше движений рук, плавных и текучих, названных потом "змеиные ручки". Появилось больше продвижений по сцене, потому что до этого девушки танцевали стоя, практически, на одном месте. У Бадии работала Соня Иванова - русский учитель балета. Она обучала танцовщиц Бадии основам классической хореографии. И именно ей принадлежит идея работы танцовщиц с платком (с тархой). Она научила Самию Гамаль, выступающую у Бадии, работать с тархой, держа руки высоко над головой. Это добавление платка в танце до сих пор является важной и неотъемлемой частью Raks Sharki во всём мире. Изменила Бадия и музыку к танцу. К традиционным музыкальным инструментам, сопровождавшим танец, добавились европейские инструменты, такие, как скрипка, виолончель, аккордеон.

Примерно с 1940-х годов, египетские кинокомпании начали производить мюзиклы на арабском языке. Как и в американских мюзиклах, в арабских обязательно присутствовали танцевальные номера. Эпизоды с восточными танцами в этих фильмах скоро сделали несколько имен исполнительниц всемирно известными: Бадия Масбани (1892-1974), Тахия Кариока (1919-1999), Самия Гамаль (1924-1994, первая станцевала босиком) и некоторые другие. Даже сегодня эти звезды раннего египетского кино остаются в памяти и сердцах как важная часть арабской культуры. Параллельно в Ливане развивалась собственная танцевальная сцена под предводительство Надии Гамаль.

Среди ливанских танцовщиц следует отметить вклад Амани. Бассем Язбек написал для нее известное соло Амани, которое мы учим и играем на концертах школы. Соло написано в честь Амани (Эйнджел Набиль Аюб)— известной ливанской танцовщицы, привезжавшей в Россию в 90-х годах. Мама Амани была одной из лидирующих танцовщиц беллиданса Египта с 1946 по 1955 годы. Вероятно, ее сценическое имя должно напоминать об индийской танцовщице Амани, выступавшей в балете «Баядерка», созданный М.Петипа в 1877 г и имевшей феноменальный успех. Лианская Амани также приложила множество усилий, чтобы танцец стал частью театрального искусства. С 1996 года ее выступления организованы как театральные спектакли и исполняются на театральной сцене. В интерпретации Амани восточный танец перестает быть ресторанным развлечением и становится высоким искусством.

Богатый вклад Ливана в арабскую культуру был трагически прерван гражданской войной. Трудно процветать индустрии развлечений, когда у людей главная задача - выживать и хоть как-то перебиваться с хлеба на воду в темном облаке войны.

В результате, более благополучный Египет стал монопольным центром продолжающегося развития арабских сценических искусств. Несколько ярких звезд зажглось на танцевальной сцене в этот период: Сухер Заки, Нагва Фуад, Люси, Надия Хамди, Фифи Абдо и другие. Эти танцовщицы очень и очень неплохо зарабатывали и стали богатыми людьми по стандартам своей культуры. Они могли себе позволить содержать композиторов, которые писали музыку лично для них, и оркестры из 40 музыкантов, которые эту музыку исполняли. Это было золотое время в Египте для туриста, желающего увидеть танцевальное представление мирового класса.

Клубы, в которых выступали исполнительницы такого уровня, были пятизвездочными ночными клубами. Они серьезно поддерживались богатыми арабами из близлежащих стран, например, из Саудовской Аравии. Египетская индустрия развлечений раскручивала этих танцовщиц, а средства массовой информации делали их знаменитыми во всем арабском мире.

В конце 1970-х годов, когда международные перелеты стали более доступными, все большее число исполнителей восточного танца из Европы, Северной Америки и Австралии стали совершать паломничества в Египет, чтобы видеть эти представления. "Танцевальные туристы" были очарованы высококлассными представлениями и славой, которую танцовщицы имели в своих странах и немедленно размечались о том, чтобы достичь чего-то подобного у себя на родине. И вскоре чемоданы, полные светлых надежд, музыки, костюмов и аксессуаров, приобретенных "ТАМ", потянулись на запад.

В это время турецкая танцевальная сцена была более чем далека от египетского гламура. Она работала на вкусы публики убогого кабацкого уровня. Танцовщицам платили очень скудно, и выступали они в основном в самых ужасных притонах. Нетрудно понять, что они не показывали в танце ничего такого, чему хотели бы подражать вдохновенные туристки из западных стран.

Итак, египетское влияние в восточном танце хорошо закрепилось во всем мире. Египет был лучшим местом на Ближнем Востоке, где можно было увидеть блестящие представления восточного танца в высококлассных ночных клубах, и лучшие костюмы покупались, конечно, тоже здесь. Египет был единственной страной на Среднем Востоке, где исполнительницы становились знаменитыми и богатыми.

Музыка для беллиданса

Великими певцами и музыкантами египетской и арабской музыки золотой эпохи стала великолепная четверка: Умм Кульсум, Мохаммед Абдель Вахаб (Mohammed Abdul Waheb), Фарид Аль Атрач и Абдель Халим Хафез. Первые композиции для дарбуки и оркестра были написаны Халимом Эль-Дабхом (Halim El-Dabh). в 1950-х годах; премьера его Fantasia-Tahmeel состоялась в Нью-Йорке в 1958 году.

Египетская певица Ум Кальсум (1904–1975) вместе с композитором Мохаммед Абдель Вахабом (1907–1991), писавшим песни специально для нее внесли большой вклад в арабскую музыку и её всемирную популяризацию. Именно ее репертуар стал основой для классического танца живота и египетских оркестров.

Впервые табла-соло как сценическое искусство представила танцовщица Тахия Кариока (1919-1999). Её имя Кариока появилось из-за бразильского танца Самба, с которым она выступала в начале карьеры на протяжении 1940-х годов, когда работала в Казино Бадии Масабни. Очарованная бразильскими ритмами, она просит своего таблиста Заки исполнить аналогичное на табле. Как Мухаммед Абд эль-Вахаб делал инновации в своих композициях, Тахия ввела латиноамериканские ритмы в своё шоу. С тех пор она стала известна как Тахия Кариока, а её ударник - как Заки Кариока. В 1960-х годах у дарбуки появляется пластиковая мембрана одновременно с появлением таких мембран на ударных установках и она становилась всё популярнее в арабских оркестрах. В 1966 году она уже играла значительную роль в классичекой пьесе «Факаруни» (в исполнении Умм Кульсум).

 

Спустя некоторое время, в Египте и Ливане такой жанр как табла-соло становится все более популярным. Именно в это время известными исполнителями на дарбуке становятся мужчины, в то время как ранее это был преимущественно женский инструмент для сопровождения танца.

Очень большой вклад в популяризацию дарбуки и жанра табла-соло внесли такие исполнители как египтяне Саид аль Артист, Хоссам Рамзи, Гамаль Гома, сириец Иссам Хоссам, ливанец Бассем Язбек, чье соло Амани мы учим и играем на концертах школы.

 

Саид аль Артист работал с самыми признанными поп-звездами и танцорами в арабском мире. На вершине успеха, стремясь принести славу и известность своему любимому семейству инструментов, Саид создал школу перкуссии в Каире и группу для выступлений с многочисленной перкуссией, играя сложный репертуар и давая выразиться каждому инструменту. На протяжении многих лет группа состояла из 15 музыкантов, став чем-то фундаментальным, в арабском мире музыки. Мастерство и страсть Said el Artist были впервые собраны в 2003 году на его дебютном альбоме, Belly Dancers Drummer, а затем два года спустя был выпущен его второй альбом, Spectacular Rhythms. В 2010 г. вышел альбом King of the Tabla.

Хоссам Рамзи (1953–2019) родился в Каире. Переезд в Саудовскую Аравию в возрасте 12 лет обострил интерес Хоссама и направил его по следам бедуинских племен, которые подарили Рамзи глубокое проникновение в самобытную культуру ближневосточной музыки. В 75 г. Хоссам приезжает в Лондон и с успехом работает как джазовый барабанщик с такими выдающимися музыкантами как Энди Шеперд и Джеф Уильямс, но в ходе творческих поисков решает вернуться к к своей первой любви – барабанам Египта и дарбуке. В 2000 г. Хоссам выпустил известнейший диск Sabla Tolo: Journeys Into Pure Egyptian Percussion. С тех пор его композиции неизменно сопровождают выступление танцовщиц во всем мире.

Несмотря на широкую известность этих мастеров по всему миру, в самом Египте таблист считается музыкантом второго сорта. И только заграницей таблисты получают признание и возможность выступать как артисты первого класса. Возможно именно поэтому таблисты в России и других странах ценятся выше, чем на родине таблы.

Подробнее о мастерах дарбуки читайте в статье на сайте.

 

Современное положение беллиданса и музыки для него

К сожалению, танцевальная сцена в Египте пошла на спад после 1990-х годов. Одна из причин в том, что стало меньше поддержки со стороны арабов стран Персидского Залива, которые раньше спонсировали пятизвездные ночные клубы Каира. Это было старое поколение, которому нравилось посещать эти клубы и смотреть танцевальные представления. Сегодняшнее молодое поколение предпочитает другие развлечения и обращается за ними в другие места. В результате несколько знаменитых клубов были недавно закрыты.

Другое серьезное обстоятельство заключается в том, что Египет стал испытывать давление радикального Ислама. Мусульманское проповедники салафитского толка предлагают семьям плату за то, чтобы их женщины ходили в традиционной мусульманской одежде вместо западных шмоток. Они также начали применять насилие к людям, поведение которых не вписывается в их жесткую интерпретацию ислама.

Экстремисты особенно нацелены против публичных выступлений танцовщиц, так как законы ислама требуют, чтобы женщина скрывала свою красоту ото всех, кроме своего мужа. Они распространяли угрозы о том, что любое мероприятие, где женщина будет исполнять танец живота в присутствии посторонних мужчин, будет насильственно прервано. В результате, многие люди отказались от приглашения женщин-танцовщиц на свадьбы и другие праздники, потому что никто не хочет неприятностей. Сейчас на многие свадьбы в Египте вместо женщин стали приглашать танцующих юношей.

Очередной удар по беллидансу как искусству был нанесен скандалом вокруг Дины. После этого скандала, бурно обсуждавшегося в прессе, многие египетские семьи по своему социальному положению или религиозным взглядам не только прекратили посещать выступления танцовщиц в ресторанах и ночных клубах, но и перестали приглашать беллидансерш на свои свадьбы.

Танцовщицы, которые раньше жили на доход от представлений на свадьбах и в более демократичных клубах, теперь едва сводят концы с концами. Многие египтянки вообще оставили танцы. Среди выступающих на сцене в основном остались иностранки из России, Аргентины и других далеких мест.

В этом процессе есть и хорошие стороны: с ослаблением танцевального процесса в Египте, восточный танец начал расти в других странах. Теперь, когда покончено с гражданской войной в Ливане, Бейрут начинает восстанавливать свое культурное наследство. В Турции некоторые очень хорошие исполнительницы стали появляться в более приличных, чем раньше, клубах, посещаемых туристами, однако с 2002 г. беллиданс в туристических центрах Турции стал под запретом.

 

Приложение. Современный стиль шааби

Виды ШаабиC 1970-х годов с появлением магнитофонов появился уличный стиль танца - Шааби. Поэтому на музыку шааби огромное влияние оказла деревенская фольклорная музыка (балади) на традиционных инструментах. Городская среда изменила ее соединив с городской классической музыкой на современных западных инструментах. Музыка шааби лучше отражает египетский народ и культуру, чем модернизированная прозападная музыка и музыка элиты общества (последняя, по мнению некоторых исследователей, находилась под влиянием русских и европейский авторов). Песню шааби можно узнать по характерному звучанию голоса — едкому, скрипучему, грубому. Постановка голоса непрофессиональная, что естественно, так как на певцов шааби не учатся, ими рождаются. Исполнение очень эмоциональное, почти до слез.

Многие песни начинаются с мауаля — вокальной импровизации без сопровождения ритма, хотя может подхватываться традиционным ней (арабо-иранская продольная флейта) или аккордеоном, саксофоном, синтезатором. Она может быть о любви, но часто выражает презрительное отношение к правительству, коррупции, или может быть о различных социальных проблемах. Мауаль рассказывает о верованиях и чувствах певца, устанавливает эмоциональную почву для песни. Признанными звездами мауаля считаются Ахмед Адавейя, Хасан аль Асмар и Шаабан. Многие из их импровизаций становились самостоятельными песнями.

После мауаля дарбука (табла по-египетски) начинает играть быстрый оптимистичный ритм, например, максум или саиди. За ним начинается сама песня, которая может оказаться очень короткой (даже короче мауаля) и может содержать много тем. Тексты песен, как правило, простые, содержат сленг или разговорную речь улиц, юмор, непочтительность и много жалоб на разные вещи. Например, речь может идти об алкоголе и наркотиках, нищете, работе и деньгах, любви и браке, еде (которая обычно используется как метафора для секса), безнадежности жизни и о жизни в целом. В песнях часто используются метафоры, чтобы скрыть истинный смысл послания. Экономическая нестабильность в стране вызывает еще большую депрессию, и во многих песнях народ обращается к высшей власти.

Песни шааби — своего рода движение сопротивления и часто подвергаются цензуре в государственных СМИ. Песни производятся кустарно, передаются от человека к человеку, к водителям такси и микроавтобусов, и так к общественности. Некоторые звезды шааби не возражают против пиратского копирования, потому что так они зарабатывают популярность, а деньги зарабатывают в переполненных концертных залах.

 

Многие авторы и исполнители шааби прозябают в неизвестности, утешая себя лишь тем, что несут высокую нравственную миссию. Но есть и такие, которые добились культового статуса. Люди слушают их диски, крутят кассеты в такси и автобусах, на уличных свадьбах, знают тексты песен наизусть.

Некоторые певцы считают себя последователями более ранних исполнителей эстрадной песни, таких как Сайед Дарвиш (великий певец и композитор начала 20 века). Дарвиш пел для всех слоев общества — богатых и бедных. У него были песни о наркотиках, которые он высмеивал, хотя, в целом, не осуждал их употребление.

Можно различить и несколько вариантов стиля соответственно: более старый народный танец и городской шааби — уличный современный стиль, который очень популярен сегодня в Египте. Его всё чаще можно увидеть в клубах, а туда как известно в галабеях не ходят.Шааби — это состояние души и разума. Дух шааби это дискотека в 5 часов утра. Вы танцуете на танцплощадке «для себя». Вам весело, но вы танцевали всю ночь, курили «шишу» (кальян), может быть слегка выпили тонизирующего, т.е. вы расслаблены и слегка ленивы. Вам наплевать что вокруг. Главное, что вам хорошо! И в этом смысл! На дискотеке нет искусства или игры на зрителя. В шааби хорошо ВАМ! На каком-то куплете вы подходите к столику с друзьями и общаетесь с ними, потом опять танцуете, смеётесь, короче отрываетесь.

В шааби вы общаетесь с окружающими, обсуждаете песню, но не делаете сурдоперевод. Во-вторых, шааби можно сделать из всего. Главное, чтобы в вас было что-то «крэйзи», т.е. это дух сумасшествия. Если вы оденете галабею и подберёте пошленькую песню с хриплым голосом — это ещё не будет шааби. А вот любая попса с бешеной энергетикой и «расколбасом» — это уже ближе.
можно сравнить этот стиль с хип-хопом. Хип-хоп — танец улиц. Так же и шааби — дискотека, улица, а не балет или театр.
«Не надо Ракс Шарки. Надо крэйзи. Надо расслабиться и получать удовольствие.» Не важно в чём вы одеты. Разве вы переодеваетесь на вечеринке или на дискотеке? Танцуете в чём одеты. Хотите шааби, как в Египте — оденьтесь, как простая молодая девчонка. Джинсы, растянутая рубашка, солнечные очки… Но помните — одежда вообще не важна.

Сценический же костюм поставлен в жёсткие конкурсные рамки и предполагает различные варианты и интерпретации фольклорной галабеи (белого цвета). Шааби танцуют с покрытой головой босиком, платье поддерживает кушак....

Итак, более старый народный шааби ( Old shaabi) исполняют под старый арабский шансон в традиционном народном стиле, где мужской голос звучит с характерной хрипотцой, иногда особенным выговором, в традиционной одежде. Городской шааби ( Modern shaabi) - это уличный современный стиль под современные песни с использованием электронных инструментов в современной одежде. Главное, создать и донести до зрителя особый настрой, задор и характер этого танца.

Отличия ШААБИ и БАЛАДИ

Балади - жанр асоциальный, тексты его обычно об общих человеческих ценностях - о природе, о стране, Т.е. это описание внутреннего мира и переживаний рассказчика. Шааби же - остросоциальный жанр, его тексты сиюминутны, на злобу дня, в основном, это смешные рассказы о конкретных ситуациях.

К примеру, в балади может быть так: "Ты - моя луна, глаза твои, как ночь в пустыне, улыбка - как солнечный луч, ты озаряешь мне жизнь светом своей любви и ура нашему счастью... ". В шааби: "Вчера, покупая персики на ярмарке, я встретил девушку-продавщицу, прекрасную, как солнце, и она обожгла меня знойным взглядом. Я, конечно, захотел с ней познакомиться и послал ей любовное письмо, но вот незадача - ее братья перехватили мое послание и побили меня палками".Вроде и там, и там о любви, но во втором случае - конкретный рассказ, обычно - комический.

В балади музыка достаточно ровная, приятная для слуха, может быть очень зажигательной, но все в пристойных рамках. В шааби всегда - яркое острое вступление, часто комичные, яркие смешные инструментальные проигрыши, в которых хочется похулиганить. В танцевании балади большее значение имеют движения, показывающие именно танцевальные возможности танцовщицы и красоту ее тела в первую очередь. В шааби же главное - лицо и руки, как главный инструмент актерской выразительности танцовщицы.

Музыка для балади бывает и без слов. Это может быть просто красивая инструментальная музыка. Шааби без слов никогда не бывает. Возможно поэтому в балади более важна музыка, а в шааби танец отталкивается от текста.

Балади очень похож на гавази по движениям и духу - сам танец достаточно кокетлив и почти никогда не бывает серьезным. В балади женщина показывает свою натуру - соблазнительную (но не развратную), слегка капризную, ценящую себя и счастливую. Несмотря на то, что танец не бывает слишком серьезным или трагическим, он и не является слишком веселым и разухабистым, в отличие от того же саиди или шааби — просто танец, в котором нет места сильным переживаниям и эмоциям, а лишь наслаждение от самой себя. Многие современные танцовщицы забывают об этом, устраивая на сцене настоящие театрализованные представления с суровыми или страдающими лицами, со слезами на глазах и прочим. Традиционно исполнялся женщинами для женщин.

 

История дарбуки и беллиданса в России см. в продолжении статьи ->

 

 

Статьи о ритме и барабанах

Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность

Ритмическая нотация, упражнения

 


Учебник по дарбуке

 



История беллиданса его музыки
Новости

17 января 2020 г. вышло седьмое издание по дарбуке для начинающих и пятое издание продвинутого уровня Учебник по дарбуке

C 19 января 2020 г. запускается мини-курс для начинающих, освоение базовых техник и ритмов. Приглашаем к участию!
vk.com/darbuka2020
Оплатить курс можно по ссылке:
rootroof.ru/darbuka

12 января 2020 состоялся открытый урок по дарбуке.

На сайте студии появилась статья по истории танца живота и его связи с дарбукой. Статья будет дополняться новыми сведениями.

Ближайшие занятия в 2019 г. - 22 и 29 декабря (воскресенье)
25 декабря (среда) занятия отменяются.
В 2020 г. занятия возобновятся 12 января (воскресенье)

На нашем сайте в разделе статей появилось несколько редчайших публикаций-диссертаций, которые теперь доступны всем любителям восточной ритмики. Среди них «Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада-ал-Фараби»; история турецкой дарбуки «From Darbuka to Dümbelek: The Turkish Goblet-shaped Drum and the Construction of Difference»; работа по технике Мисирли Ахмета «Misirli Аhmet: the clay darbuka technique аnd its performance analysis»

Видео нашего выступленя на 11-летнем юбилее студии смотрите в разделе выступлений:
darbakesh.ru/drum_video.shtml

1 декабря состоялся 11-летний юбилей студии.
Студия изменила название и логотип:
11 лет ВК, 11 лет FB
Дарбакеш

29 сентября 2019, состоялся открытый урок по ближневосточному барабану дарбука.

22 сентября 2019 состоялся концерт центра RootRoof в открытом мире.

12 мая 2019, в воскресенье, состоялся открытый урок, приглашаем присоединиться к группе!

28 апреля 2019 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

C 17 марта 2019занятия по субботам переносятся на воскресенья с 12:00 до 14:00.

17 марта, в воскресенье состоялся открытый урок по дарбуке, следующий открытый урок планируется 12 мая.

12 января 2019 г. состоялся на открытый открытый урок.

10 лкт Дарбакешу18 ноября 2018, мы отметили знаменательное событие - 10-летний юбилей студии. Отметили при свете камина в компании друзей и мастеров-перкуусионистов: 10 лет ВК, 10 лет FB

27 октября 2018 мы выступили на Orient Fashion в O'Кино.

29 сентября 2018 мы выступили на выставке Bohemian fashion show в Джаганате на Таганской.

23 сентября мы приняли участие в годовщине центра Рут Руф.

14-го февраля 2018 г., в помещении этно-центра RooTRooF состоялся открытый урок “Восточная перкуссия как она есть”. Ведущие - Антонио Граши и Сергей Кузнецов.

10 января 2018 г. на нашем сайте появился раздел, посвященный мифам и ритуалам, связанным с барабанами, также обновился раздел про барабаны мира.

Курс по дарбуке

С 13 января 2018 г. запускается курс «Все что нужно знать о дарбуке за 10 занятий» по субботам с 14 до 16.
Стоимость курса:
7000р по предоплате 2500 до 12 января:,
8500 без предоплаты;
4000 за 5 занятий, если оплата в два этапа.
Для записи пишите на почту darbuka@darbakesh.ru или звоните по тел.: 8-(916)-244-05-48 (Наталья)

16 ноября 2017 г. вышло пятое издание учебника для начинающих на 52 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

2 декабря мы выступили на фестивале этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

26 ноября 2017 г. наша студия выступила на фестивале оркестров в Бородинской панораме

9 лет школе Дарбакеш

11 ноября 2017 г. состоялось 9-летие нашей школы.
Группа мероприятия ВК
Группа мероприятия ФБ

На нашем сайте появилось интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).

23 сентября мы выступили на дне открытых дверей, этно-центра RootRooF. Видео можно посмотреть в разделе барабанных выступлений.

Занятия с июля проходят по адресу: м. Таганская, Новоспасский переулок, 7Ас4, этно-центр RooTRooF.

Занятия в нашей школе с июля 2017 г. станут еще более интересными и насыщенными. На регулярной основе мы будем вести занятия по восточной ритмике с использованием восточных мелодий. Также в курс будут введены рамочные барабаны, которые были специально закуплены для нашей школы.

C 19 по 26 июня наша школа приняла участие в 14-й Международном фестивале Барабаны Мира-2017.

17 июня 2017 г. наша студия приняла участие в фестивале Турции с участием Хамди Акатая в парке Красная Пресня на главной сцене.
http://turkey-fest.ru/shedule/hamdi-akataj-i-chenneling?tag=1

20 мая состоялся с барабанный лагерь в Гуслице.

16 мая на нашем сайте появилась статья Ритмика Фламенко для дарбуки. (Антонио Грамши)

19 апреля 2017 г. вышло четвертое издание учебника для профи на 104 страницах.
Учебник по дарбуке, продвинутый уровень

4 марта 2017 г. состоялось выступление нашей школы в театре Фламенкерия, на вечеринке Al Rakesa.

22 ноября 2016 г. опубликовано
интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF)
.

 


 
Дизайн:
Connect Design

Студия восточных барабанов «Darbakesh Percussion Studio», 2008-2020

Телефон: 8-(910)-426-93-48, Сергей Кузнецов

барабанные тренинги, покупка инструментов, учебник, занятия по расписанию

Соцсети: vk.com/darbakesh, www.facebook.com/darbakesh, www.instagram.com/darbuka_moscow
Youtube: www.youtube.com/sergekuz

Запись на занятия по дарбуке:
darbuka@darbakesh.ru

www.al-mental.ru - музыкальный проект

При копировании материалов с сайта обязательно указывайте ссылку на источник