История беллиданса его музыки.Дарбука — главный перкуссионный инструмент
Ближнего Востока,
который находится в центре внимания нашей школы. См. также Хроники этнической музыки и восточного танца в России Танец в первобытную эпохуКонечно, мы не можем знать - под какие ритмы пускались в пляс наши первобытные предки, но мы точно знаем, что они это делали, и самые древние найденные изображения танцующих людей отстоят от нас на 35 тысяч лет (в пещерах Альтамира), в ту эпоху когда появились и первые музыкальные инструменты. В это же время распространяются представление о загробной жизни, появляется погребальный обряд, причем его следы обнаружены как в Европе, так и в Австралии (Леди Мунго). Появляются первые неолитические Венеры. Венера из Холе-Фельс (Швабская Венера), Германия датируется 35-40 тыс. лет, Венера Гальгенбергская. Австрия,- 36 тыс. лет. Костенковские Венеры датируются 24,5-21,5 тыс. лет. Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война - смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения. Что касается женских обрядов, то они принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. С образом женщины в своих формах были связаны обряды огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного священного для племени растения. Образ растения создавался пластикой и рисунком танца. В древних женских скульптурах, дошедших до наших дней, обращает на себя внимание их обязательная обнаженность. Еще одна разновидность женских танцев занимала значительное место в жизни наших предков. Это были танцы змей. Культ змеи был распространен почти повсеместно. Южноафриканские племена верили, что внутри каждой женщины живет маленькая змея, благодаря которой в женщине зарождается плод. Девочки в этих племенах, вступая в брак, вплоть до настоящего времени исполняют знаменитый танец питона. Образ змеи в танце создавался как специфической пластикой рук и корпуса, так и самим рисунком танца: женщины выстраивались в цепочку, затылок в затылок, плотно взявшись за локти друг друга; движения этой цепи обычно совершались зигзагообразно или по спирали. Вера в магию женских обрядов была столь велика, что им придавалось особое значение даже в военных походах. Военные танцы женщины исполняли либо с оружием в руках, время от времени бросая его вперед (что символизировало преследование бегущего врага) и назад (что имело цель отдалить собственных мужей от опасности). Нередко эти танцы исполнялись с обрядовыми белыми вениками, сделанными из хвоста буйвола или лошади, Их исполняли без перерыва, день и ночь, пока мужчины не возвращались из похода. Древнейшим и повсеместно распространенным символическим знаком в пластике танца был круг. Построение в круг считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда. В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих - символизировал плодородие. В кругу лечили и женили. Однако круг - не единственная известная форма массовых плясок. Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того - все движения в древности назывались не иначе как танцами! Греки не признавали танец только как предлог для ритмических движений и красивых поз - напротив, они стремились к тому, чтобы каждое танцевальное движение выражало какую - то мысль, действие, поступок, что - нибудь говорило зрителю. История ближневосточного танцаДревнейшие изображения танцовщиц в Египте относится к додинастической герзейской культуре (3600-3600 лет д.н.э.). Все они изображают женщину с воздетыми над головой руками, напомнающие форму сердца. Аккопонировали танцу, по всей видимости, хлопками. Эта традиция сохранилась в египетской музыке до сих пор. Археологические данные свидетельствуют о существовании коллективных женских танцев в Древнем Египте (Гробница Ур-ари-эн-Птах, 6-я династия, 2345—2181 гг. до н. э.). Благодаря археологическим находкам было установлено, что музыкальному искусству в Древнем Египте уделялось особое значение. Музыканты Древнего Египта объединялись в ансамбли, состоявшие из арфистов, флейтистов, кифаристов (инструменте схожем на лютней), нескольких танцоров и певцов. Со времен состав значительно изменился, большую роль стали играть ударные инструменты – барабаны, бубны, производились хлопки ладошками. В Новом царстве (1550—1069 годы до н. э.) мелодии стали намного ярче, шумнее и гораздо резче нежели когда-либо. Темп произведений значительно ускорился, танцоры стали двигаться ритмичней и быстрей, движения стали страстными, музыка стала более опьяняющей и подстегивающей к танцу. Ни для кого не секрет, что своей популярностью во всем мире дарбука во многом обязана танцу живота, который в современном мире стал прочно ассоциироваться с арабским танцем. В этой статье мы попробуем разобраться как дарбука из народного инструмента превратилась в один из виртуознейших инструментов нашего времени. Существует множество версий происхождения танца живота, но сейчас популярны три легенды относительно его появления: Легенда 1. Египтяне уверены, что танец живота происходит от фараонов и первыми танцовщицами были жрицы любви в храмах. Легенда 2. История восточного танца загадочна как и сам танец пустыни. В древности это был обрядовый танец – женщины окружали роженицу и вдали от мужских глаз танцевали, отгоняя от нее злых духов. Они совершали движения, схожие с движениями родовых мук, чтобы духи не могли распознать, кто же из женщин рожает, и не могли украсть душу новоржденного. Легенда 3. Хотя египтяне уверены, что танец живота происходит от фараонов, на самом деле он был привнесен цыганами Гавази (Ghawazee) из Индии в 10-м веке и уже оттуда разошелся по миру. В то время как о ранних цивилизациях Египта, Греции и Рима существует много иллюстративного материала, помогающего нам понять, каков был тогда танец, о танце перед 18-ым столетием написано очень немного. К этому времени появляются упоминания иностранных путешественников о Восточном танце, что, возможно, произошло, поскольку священные и ритуальные танцы уже развились в народные танцы разных стилей под влиянием многих этнических групп. И тысячи народных танцев, которые развились на Ближнем Востоке, были танцами женскими, включающими изолированные движения бедер и живота. Два стиля, которые , по всей видимости, сильнее всего повлияли на Ракс Шарки (Raks Sharqi — с арабского танец живота) это Гавази и Балади (Baladi). Западные путешественники были очарованы танцами, увиденными ими в Египте, и принесли эту новость в Европу. Сейчас сложно представить, что в средневековом Египте в крупных городах наряду с медресе существовали уличные эротические танцовщицы. C религиозной точки зрения их раскованные и откровенные танцы вызывали сомнение, хотя делались богословские попытки оправдать их существование. Хотя и делались предположения что эротические танцовщицы Египта вели происхождение со времен фараонов, на самом деле принадлежали к одной из самых загадочных групп цыган ДОМ. Гавази (в переводе с арабского — «завоеватели», подразумевается завоевание души аудитории, «чужеземцы») — особая группа уличных эротических танцовщиц в Египте, принадлежащая к восточной ветви цыган Дом. Цыгане Дом проживают в Турции, Иране, Ираке, Кипре, Закавказье, Средней Азия, Израиле. В Египет они попали через Сирию. Наряду с Гавази в Верхнем Египте проживала народность Саиди, которая практикует танец с тростью тахтиб. Танец Тахтиб является танцем военного искусства со времён фараонов. Фараоны изображали сцены овладения данным боевым искусством на стенах своих замков для того, чтобы их солдаты смогли таким образом, обучиться. Под Тахтибом, в то время, подразумевали боевое искусство. Древние Египтяне показывали фехтования палками или бой на палках в качестве дани уважения Фараону. Данный вид фехтования, возможно, был основан на реальной системе боевого искусства, которая использовалась в бою. Тахтиб это особая форма искусства, в котором объединены существующая техника ведения боя на палках, эстетическое искусство и принцип игры или шоу. Тахтиб – один из любимых танцев на празднике, свадьбе, открытиях фестивалей, праздниках сбора урожая. Этим танцем мужчины увлекаются в качестве занятий для траты свободного времени, хобби или для приобретения навыков самообороны. Как правило, играется быстро и с сильными акцентами, также танец сопровождают звуки рожка «мизмар». Танец с тростью в танцах живота по сути является пародией на мужскую версию этого танца. Балади (Baladi) означает "родина" или "родной город". Балади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для женщин, при этом аккомпанируя на дарбуке. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком и в целом танец производил довольно тяжеловесное впечатление. До 19-го столетия, восточный танец исполнялся, как правило, в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы (да-да, в иудейских семьях его тоже танцевали!) и другие подобные события не обходились без этого танца. Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец.
Интересные сведения о дарбуке в современной литературе мы находим в трудах английского учёного и путешественника Эдварда Уильяма Лейна, написавшего труд о нравах египтян в 1836 г. и впоследствии многократно переиздававшийся. Он пишет, что дарбука («дарабуккеш») с деревянным корпусом, облицованным перламутром, и с рыбьей кожей используется женщинами в гаремах. Другая разновидность дарбуки, более крупная из глины широко используется нильскими рыбаками для аккомпанемента зумре. С 1870 гг. до нас дошли фотографии египетских женщин с дарбуками. В 1880-х годах, европейцы начали проникаться очарованием Востока. Такие писатели, как Гюстав Флобер и такие художники, как Жан-Леон Жером путешествовали на Ближний Восток и в Северную Африку за вдохновением. Впервые дарбука в западной классической музыке была использована в опере Гектора Берлиоза «Троянцы» (Les Troyens, 1863), в «Танце нубийских рабов» в IV акте. Туристы посещали этот регион, чтобы поглазеть на экзотические ландшафты и людей. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали несколько стран региона. Среди европейских охотников до экзотики быстро распространился слух о том, что восточный танец - это зрелище, которое нельзя пропустить. Восхищались ли туристы этим танцем или презирали его, но нечто настолько отличающееся от родной европейской культуры не могло не обладать завораживающей притягательной силой для них. И если раньше восточные женщины танцевали только для семейных праздников, с этих пор они нашли в иностранцах новую публику для себя и новый рынок для показа своих талантов. В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% были не египтянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi , под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии (змеевидные руки), Индии (движения головы), других стран Ближнего Востока и, возможно, через контакт с Гавази превратился в новый танец, известный как Беллиданс. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря "Raks Sharqi", подразумевают "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер теперь ассоциируется с Балади, и центр движений смещается наверх, на торс. В это время Турция была поглощена своей культурной революцией, пришедшей со свержением последнего оттоманского султана после первой мировой войны. Турция была занята мучительным перевоплощением из монархического в демократическое, из религиозного в светское общество. Под предводительством Ататюрка Турция была отвращена от своей исторически восточной культуры и стала смотреть на запад за политическим и культурным руководством. Новое правительство запретило мужчинам носить традиционную феску, а женщинам - покрывать лицо. Суфийская секта Мевлеви (вращающиеся дервиши традиции Руми) была запрещена. В свете этих социальных и культурных изменений развитие восточного танца и музыки в Турции было практически невозможно. Именно поэтому развитие дарбуки в Турции в дальнейшем пошло по самобытному пути усложненных ритмов, не предназначенных для танцев. Золотая эра беллидансаНачиная с середины 19-го века стали популярными всяческие шоу. Восточные танцовщицы участвовали в них в Европе, Франции и Соединенных Штатах. Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1893 танцовщицы появились в Чикаго, и рекламой для них стала французская фраза "Danse du Ventre." Фраза, переводимая как "танец живота", была рекламной уловкой и привела к недопониманию и к искажению смысла танца. В Каире, столице Египта, первые ночные клубы, предложившие этот танец как вид развлечения для широкой публики, появились в 1920-х годах. Аналогичные заведения немедленно проклюнулись в Бейруте. Рабочие места для музыкантов и танцовщиц процветали благодаря спросу со стороны иностранцев. Когда голливудское кино и американская музыка начали свое бурное развитие в начале 20-го века, аналогичная индустрия развлечений появилась в арабском мире. Как Нью-Йорк и Голливуд были центрами индустрии развлечений США, так Каир и Бейрут стали столицами музыки и кино в арабо-говорящей части планеты. Именно Гооливуд придумал костюм состоящий из лиф, пояса и юбки, украшенных бисером и способствовал популярности беллиданса во всем мире. Голливудские фантазии привели к появлению таких аксессуаров, как змеи, мечи, канделябры и прочее. Забавно, что под очарованием гаремных сцен в голливудских фильмах, египетская киноиндустрия начала наряжать своих исполнителей в костюмы, аналогичные голливудским. Скоро египетский танцевальный процесс начал устанавливать на Ближнем Востоке новый стандарт отношения в восточному танцу: теперь он стал больше профессиональным сценическим искусством, чем народным танцем. И хотя как народный этот танец существовал в культурах стран Ближнего Востока на протяжении столетий, ни в Турции, ни в Иране, ни в Северной Африке он не прошел аналогичного египетскому пути развития. Вот почему даже многие люди Ближнего Востока называют сегодня этот танец "арабским". Несмотря на такое широкое распространение фольклорной основы, сценическое исполнение беллиданса в основном связано с египетской музыкой, аксессуарами и костюмами. Даже современные персы называют этот танец "арабским". В Турции большинство исполнительниц танцуют под арабскую, а не турецкую музыку, и пользуются типичными египетскими аксессуарами - тростью и канделябром. В Северной Америке и Европе основная часть танцовщиц также ориентирована на Египет. В 1940г. в Каире, танцовщица сирийского происхождения, Бадия Масабни (1892-1974), открывает свой легендарный мюзик-холл "Opera Casino". Он был популярным не только в Египте, но и в Европе, и в Америке, Все танцовщицы Ближнего Востока мечтали выступать у Бадии в шоу. Она пригласила европейских хореографов, в том числе Кристо Клаадекса, чтобы добавить в восточный танец западный элемент. Танец стал меняться. Появилось больше движений рук, плавных и текучих, названных потом "змеиные ручки". Появилось больше продвижений по сцене, потому что до этого девушки танцевали стоя, практически, на одном месте. У Бадии работала Соня Иванова - русский учитель балета. Она обучала танцовщиц Бадии основам классической хореографии. И именно ей принадлежит идея работы танцовщиц с платком (с тархой). Она научила Самию Гамаль, выступающую у Бадии, работать с тархой, держа руки высоко над головой. Это добавление платка в танце до сих пор является важной и неотъемлемой частью Raks Sharki во всём мире. Изменила Бадия и музыку к танцу. К традиционным музыкальным инструментам, сопровождавшим танец, добавились европейские инструменты, такие, как скрипка, виолончель, аккордеон. Примерно с 1940-х годов, египетские кинокомпании начали производить мюзиклы на арабском языке. Как и в американских мюзиклах, в арабских обязательно присутствовали танцевальные номера. Эпизоды с восточными танцами в этих фильмах скоро сделали несколько имен исполнительниц всемирно известными: Бадия Масбани (1892-1974), Тахия Кариока (1919-1999), Самия Гамаль (1924-1994, первая станцевала босиком) и некоторые другие. Даже сегодня эти звезды раннего египетского кино остаются в памяти и сердцах как важная часть арабской культуры. Параллельно в Ливане развивалась собственная танцевальная сцена под предводительство Надии Гамаль. Среди ливанских танцовщиц следует отметить вклад Самары и Амани. Самара — национальная любимица, а для Амани Бассем Язбек написал для нее известное соло Амани, которое мы учим и играем на концертах школы. Соло написано в честь Амани (Эйнджел Набиль Аюб)— известной ливанской танцовщицы, выступавшей в России в 2007 г на фестивале в ММДМ по приглашению Ирины Поповой. Мама Амани была одной из лидирующих танцовщиц беллиданса Египта с 1946 по 1955 годы. Вероятно, ее сценическое имя должно напоминать об индийской танцовщице Амани, выступавшей в балете «Баядерка», созданный М.Петипа в 1877 г и имевшей феноменальный успех. Ливанская Амани также приложила множество усилий, чтобы танцец стал частью театрального искусства. С 1996 года ее выступления организованы как театральные спектакли и исполняются на театральной сцене. В интерпретации Амани восточный танец перестает быть ресторанным развлечением и становится высоким искусством. Богатый вклад Ливана в арабскую культуру был трагически прерван гражданской войной. Трудно процветать индустрии развлечений, когда у людей главная задача - выживать и хоть как-то перебиваться с хлеба на воду в темном облаке войны. В результате, более благополучный Египет стал монопольным центром продолжающегося развития арабских сценических искусств. Несколько ярких звезд зажглось на танцевальной сцене в этот период: Сухер Заки, Нагва Фуад, Люси, Надия Хамди, Фифи Абдо и другие. Эти танцовщицы очень и очень неплохо зарабатывали и стали богатыми людьми по стандартам своей культуры. Они могли себе позволить содержать композиторов, которые писали музыку лично для них, и оркестры из 40 музыкантов, которые эту музыку исполняли. Это было золотое время в Египте для туриста, желающего увидеть танцевальное представление мирового класса. Клубы, в которых выступали исполнительницы такого уровня, были пятизвездочными ночными клубами. Они серьезно поддерживались богатыми арабами из близлежащих стран, например, из Саудовской Аравии. Египетская индустрия развлечений раскручивала этих танцовщиц, а средства массовой информации делали их знаменитыми во всем арабском мире. В конце 1970-х годов, когда международные перелеты стали более доступными, все большее число исполнителей восточного танца из Европы, Северной Америки и Австралии стали совершать паломничества в Египет, чтобы видеть эти представления. "Танцевальные туристы" были очарованы высококлассными представлениями и славой, которую танцовщицы имели в своих странах и немедленно размечались о том, чтобы достичь чего-то подобного у себя на родине. И вскоре чемоданы, полные светлых надежд, музыки, костюмов и аксессуаров, приобретенных "ТАМ", потянулись на запад. В это время турецкая танцевальная сцена была более чем далека от египетского гламура. Она работала на вкусы публики убогого кабацкого уровня. Танцовщицам платили очень скудно, и выступали они в основном в самых ужасных притонах. Нетрудно понять, что они не показывали в танце ничего такого, чему хотели бы подражать вдохновенные туристки из западных стран. Итак, египетское влияние в восточном танце хорошо закрепилось во всем мире. Египет был лучшим местом на Ближнем Востоке, где можно было увидеть блестящие представления восточного танца в высококлассных ночных клубах, и лучшие костюмы покупались, конечно, тоже здесь. Египет был единственной страной на Среднем Востоке, где исполнительницы становились знаменитыми и богатыми. Музыка для беллидансаВеликими певцами и музыкантами египетской и арабской музыки золотой эпохи стала великолепная четверка: Умм Кульсум, Мохаммед Абдель Вахаб (Mohammed Abdul Waheb), Фарид Аль Атрач и Абдель Халим Хафез. Первые композиции для дарбуки и оркестра были написаны Халимом Эль-Дабхом (Halim El-Dabh). в 1950-х годах; премьера его Fantasia-Tahmeel состоялась в Нью-Йорке в 1958 году. Египетская певица Ум Кальсум (1904–1975) вместе с композитором Мохаммед Абдель Вахабом (1907–1991), писавшим песни специально для нее внесли большой вклад в арабскую музыку и её всемирную популяризацию. Именно ее репертуар стал основой для классического танца живота и египетских оркестров. Впервые песню Умм Кальсум в своем выступлении использовала Сухейр Заки. Впервые табла-соло как сценическое искусство представила танцовщица Тахия Кариока (1919-1999). Её имя Кариока появилось из-за бразильского танца Самба, с которым она выступала в начале карьеры на протяжении 1940-х годов, когда работала в Казино Бадии Масабни. Очарованная бразильскими ритмами, она просит своего таблиста Заки исполнить аналогичное на табле. Как Мухаммед Абд эль-Вахаб делал инновации в своих композициях, Тахия ввела латиноамериканские ритмы в своё шоу. С тех пор она стала известна как Тахия Кариока, а её ударник - как Заки Кариока. В 1960-х годах у дарбуки появляется пластиковая мембрана одновременно с появлением таких мембран на ударных установках и она становилась всё популярнее в арабских оркестрах. В 1966 году она уже играла значительную роль в классичекой пьесе «Факаруни» (в исполнении Умм Кульсум). Спустя некоторое время, в Египте и Ливане такой жанр как табла-соло становится все более популярным. Именно в это время известными исполнителями на дарбуке становятся мужчины, в то время как ранее это был преимущественно женский инструмент для сопровождения танца. Большой вклад в развитие табла-соло внес Ливан. С 1975 г. на ливанском телеканале L.b.c. и по государственному ливанскаму телеканалу LEBANON (studio el fann) были организованы вокальные конкурсы каждые 5 лет под руководством Симона аль Асмара (Simon al Asmar). С 1985 г. каждые 5 лет появились конкурсы по дарбуке. Победителями конкурса были известные ливанские дарбукисты Рони Барак, Тони Анаф, Джозеф Хури. С 1980 г. по 2007 гг. проводились конкурсы по беллидансу. Первые места занимали Самара, Амани, Хуайда Хашем (Howaida El Hashem). На последнем из конкурсов призовое место заняла Алла Кушнир из Украины. Именно эту идею конкурсов Осама Шахин перенес в Россию, которая дала свои плоды в результате выступлений с Ириной Поповой, начиная с 2005 г. Очень большой вклад в популяризацию дарбуки и жанра табла-соло внесли такие исполнители как египтяне Саид аль Артист, Хоссам Рамзи, Гамаль Гома, сириец Иссам Хоссам, ливанец Бассем Язбек, чье соло Амани мы учим и играем на концертах школы.
Саид аль Артист работал с самыми признанными поп-звездами и танцорами в арабском мире. На вершине успеха, стремясь принести славу и известность своему любимому семейству инструментов, Саид создал школу перкуссии в Каире и группу для выступлений с многочисленной перкуссией, играя сложный репертуар и давая выразиться каждому инструменту. На протяжении многих лет группа состояла из 15 музыкантов, став чем-то фундаментальным, в арабском мире музыки. Мастерство и страсть Said el Artist были впервые собраны в 2003 году на его дебютном альбоме, Belly Dancers Drummer, а затем два года спустя был выпущен его второй альбом, Spectacular Rhythms. В 2010 г. вышел альбом King of the Tabla.
Хоссам Рамзи (1953–2019) родился в Каире. Переезд в Саудовскую Аравию в возрасте 12 лет обострил интерес Хоссама и направил его по следам бедуинских племен, которые подарили Рамзи глубокое проникновение в самобытную культуру ближневосточной музыки. В 75 г. Хоссам приезжает в Лондон и с успехом работает как джазовый барабанщик с такими выдающимися музыкантами как Энди Шеперд и Джеф Уильямс, но в ходе творческих поисков решает вернуться к к своей первой любви – барабанам Египта и дарбуке. В 2000 г. Хоссам выпустил известнейший диск Sabla Tolo: Journeys Into Pure Egyptian Percussion. С тех пор его композиции неизменно сопровождают выступление танцовщиц во всем мире. Несмотря на широкую известность этих мастеров по всему миру, в самом Египте таблист считается музыкантом второго сорта. И только заграницей таблисты получают признание и возможность выступать как артисты первого класса. Возможно именно поэтому таблисты в России и других странах ценятся выше, чем на родине таблы. Подробнее о мастерах дарбуки читайте в статье на сайте. Современное положение беллиданса и музыки для негоК сожалению, танцевальная сцена в Египте пошла на спад после 1990-х годов. Одна из причин в том, что стало меньше поддержки со стороны арабов стран Персидского Залива, которые раньше спонсировали пятизвездные ночные клубы Каира. Это было старое поколение, которому нравилось посещать эти клубы и смотреть танцевальные представления. Сегодняшнее молодое поколение предпочитает другие развлечения и обращается за ними в другие места. В результате несколько знаменитых клубов были недавно закрыты. Другое серьезное обстоятельство заключается в том, что Египет стал испытывать давление радикального Ислама. Мусульманское проповедники салафитского толка предлагают семьям плату за то, чтобы их женщины ходили в традиционной мусульманской одежде вместо западных шмоток. Они также начали применять насилие к людям, поведение которых не вписывается в их жесткую интерпретацию ислама. Экстремисты особенно нацелены против публичных выступлений танцовщиц, так как законы ислама требуют, чтобы женщина скрывала свою красоту ото всех, кроме своего мужа. Они распространяли угрозы о том, что любое мероприятие, где женщина будет исполнять танец живота в присутствии посторонних мужчин, будет насильственно прервано. В результате, многие люди отказались от приглашения женщин-танцовщиц на свадьбы и другие праздники, потому что никто не хочет неприятностей. Сейчас на многие свадьбы в Египте вместо женщин стали приглашать танцующих юношей. Очередной удар по беллидансу как искусству был нанесен скандалом вокруг Дины. После этого скандала, бурно обсуждавшегося в прессе, многие египетские семьи по своему социальному положению или религиозным взглядам не только прекратили посещать выступления танцовщиц в ресторанах и ночных клубах, но и перестали приглашать беллидансерш на свои свадьбы. Танцовщицы, которые раньше жили на доход от представлений на свадьбах и в более демократичных клубах, теперь едва сводят концы с концами. Многие египтянки вообще оставили танцы. Среди выступающих на сцене в основном остались иностранки из России, Аргентины и других далеких мест. В этом процессе есть и хорошие стороны: с ослаблением танцевального процесса в Египте, восточный танец начал расти в других странах. Теперь, когда покончено с гражданской войной в Ливане, Бейрут начинает восстанавливать свое культурное наследство. В Турции некоторые очень хорошие исполнительницы стали появляться в более приличных, чем раньше, клубах, посещаемых туристами, однако с 2002 г. беллиданс в туристических центрах Турции стал под запретом.
История беллиданса в России.1932 г. В Каире проходит коференция по арабской музыке по инициативе короля Фарука I. C этого момента появляется само понятие «арабская музыка» и происходит ее стандартизация. 1956 г. — Состоялось знакомство с музыкой Египта и первое выступление восточного танца в СССР в исполнении Наймы Акеф в Москве. В СССР Наима Акеф (Naima Akef) приняла участие международном молодежном фестивале восточных танцев живота (belly dance), на которых была признана лучшей танцовщицей, опередив других участниц из более чем 50 стран.
1950—1960 гг. Чик Эванс и Ремо Белли независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на замену кожаным. Около 1960 гг. пластиковые мембраны появляются и у современных египетских дарбук. Таким образом, дарбука несмотря на свою многовековую историю, является также и современным инструментом. В начале 60-х также появляются первые кассетные магнитофоны, что сделало распространение музыки более удобным. 1964 г. Светлана Владимировна Баева начинает танцевать, была солисткой Москонцерта. В ГИТИС-е познакомилась с индийскими, тунисскими, египетскими, кубинскими, гвинейскими танцовщиками, в дальнейшем стала развивать направление арабского танца в России. У Светланы Владимировны обучалась Татьяна Дорош. 1980-е гг. Светлана Владимировна Баева и Алла Каплановна Жанатаева (преподает с 1984 г.) держали шоу танца живота и конкурировали друг с другом с 80-х годов (минимум с 1982 г.). У Алла Каплановны обучалась Айда Хассан (Варвара Столярова) и Мария Шашкова (Клеопатра). 1985 г. Большой вклад в развитие табла-соло внес Ливан. С 1985 г. на ливанском телеканале L.b.c. и по государственному ливанскому телеканалу LEBANON (studio el fann) были конкурсы по дарбуке каждые 5 лет под руководством Симона аль Асмара (Simon al Asmar). Победителями конкурса были известные ливанские дарбукисты Рони Барак, Тони Анаф, Джозеф Хури. С 1980 г. по 2007 гг. проводились конкурсы по беллидансу. Первые места занимали Самара, Амани, Хуайда Хашем (Howaida El Hashem). На последнем из конкурсов призовое место заняла Алла Кушнир из Украины. Именно эту идею конкурсов Осама Шахин перенес в Россию, которая дала свои плоды в результате выступлений с Ириной Поповой, начиная с 2005 г.
1987 г. Открылся первый в Москве этнический клуб «ИНБИ», в котором вспоследствии прошло множество концертов этнической музыки и обучающих семинаров. В 90-х годах в клубе ИНБИ изучали достаточно много разнообразных практик и систем. 1987 г. 24 февраля открылся театр «Школа драматического искусства» под руководством Васильева премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора». В дальнейшем в этом театре спектакли шли под живую музыку и в 2013 г. состоялась премьера «Саломеи» в сопровождении дарбуки. 1988 г. 20 мая зарегистрировано движение «Сознание Кришны», история которого в СССР началась с визита Свами Прабхупады (1896-1977) в 1971 г. Вскоре книги кришнаитов можно было купить прямо в метро. На улицах шли процессии с песнями под барабаны. Возможно поэтому впоследствии многие люди, встречающие на улице или на природе барабанщика думали, что это сектант. 1989 г., март. Открывается Культурный центр им. Джавахарлала Неру, в котором вскоре открывается класс индийских табл и индийского танца. Центр стал важный местом культурной жизни столицы. 1989 г. Первый конкурс по беллиданс в России в ресторане Зура, победитель- Оксана Дженит, Мария Шашкова заняла 2 место. третьей Мария Кузнецова. Этот конкурс назывался "Танец на фонтане", девушки танцевали на прозрачном подиуме, под которым бил фонтан с подсветкой. (Информация со слов Татьяны Дорош, ищу свидетельства). В тот период звёзды беллиданса по контракту выступали в ресторанах Корона и Шехерезада. 1991 г. Открывается старейший на сегодняшний день магазин этнических товаров «Путь к себе». В этом магазине проходили концерты, лекции, презентации, магазин стал площадкой для встреч для множества ищущих. В 1980-е существовал журнал «Путь к себе», посвященный модной в те годы теме эзотерики. Типография, в которой журнал печатался, имела какое-то отношение к Егору Яковлеву (главному редактору газеты «Московские новости» и отцу Владимира Яковлева, основателя «Коммерсанта»), чья дочь Александра была сильно увлечена разными эзотерическими учениями. Она была очень активной, дружила со многими невероятными людьми, в том числе с Павлом Гелевой и американским скульптором Тимом, который жил в то время в Москве. Они втроем и придумали открыть в 1991 году культурный центр, где все желающие могли бы открыто и свободно изучать восточную философию, нумерологию, астрологию и прочее. Изначально «Путь к себе» был просто центром и находился тогда еще на Тверской-Ямской. В 1996 году после переезда на Ленинградский проспект магазин заработал в полную силу. 1991 г. Камаль Баллан (Сирия) начинает играть восточную музыку на уде в ресторане «1001 ночь». Дарбукистом был Анас Жммул. Камаль впоследствии организовал орекстр арабской музыки и создал знаменитую школу танца, не раз выступал в качестве солиста (уд) на сцене Концертного зала им. Чайковского и концертного зала «Филармония-2» с российскими симфоническими оркестрами. 1991 г. 25 декабря Горбачев сложил полномочия и в тот же день была учреждена Российская Федерация во главе с Борисом Ельциным. Этому событию предшествовал августовский путч и беловежское соглашение 12 декабря. 1993 г. К Камалю в ресторане «1001 ночь» присоединяется таблист из Иордании — Уаэль Ниджим. Спустя три года он выступал в ресторане «Аштар» и в шоу «Шамахан» вместе с Камалем Балланом. В этих же ресторанах начинали делать первые шаги такие танцовщицы как Татьяна Федяева (Nour), Елена Рамазанова, Марьяна Смирнова, Алла Каплановна и многие другие (требуется дополнение, кто тогда выступал???). 1994 г. в июне состоялся первый танцевальный конкурс в ночном клубе Апропо братьев Торсуевых (электроники), при поддержке минкультуры. В судействе были Светлана Баева, Жаннет Шахин, дипломаты из Сирии, Камаль Баллан. Победительницей конкурса стала Татьяна Федяева. Газетная вырезка с певого конкурса1995 г. Игорь Тошан открывает новое направление: танцевально-чайные вечеринки «Восточный Дом» в почвенном институте, с которым он гастролировал в в Москве и многих городах России. Подобные этнодискотеки в дальнейшем стали популярны в таких клубах как Ротонда и Белые Облака. 1996 г. Состоялся второй крупный конкурс в ресторане Аштар, где девушки танцевали на фонтане с подсветкой. Победителем стала Мария Шашкова. (информация требует уточнения, кто еще там участвовал???). В это же время табла-соло стало уходить в Египте, ливанцы стали более активно продвигать табла-соло и театральное искусство в беллиданс. 1996 г. Назим Надиров становится ведущии авторской программы «Арба семи муз» на радио «Надежда» (FM 104.2), с декабря 1998 г. на радио "Говорит Москва". Назим стал организатором концертов таких признанных артистов, как Дживан Гаспарян (Армения), Урна Чахар Тугчи (Монголия), Fanfare Ciocarlia (Румыния), «Tara Fuki» (Чехия), Саадет Тюркёз (Турция—Швейцария), «Triakel» (Швеция), Ida Kelarova (Чехия), Севара Назархан (Узбекистан), Марлен Дорсена (Гаити) и др. 1996 г. Институт йоги Гуру Ар Сантема создал школы танца живота разных городах, в том числе в Липецке и Тольятти. Руководила ими Ирина Черникина, ей же сдавались экзамены. В то же время Валида Сачакова открывает свою школу арабского танца. 1998 г. 15 декабря Евгений Маршинский и Сергей Иванов открыли магазин «Белые Облака» на Маросейке. В магазине проходят лекции, концерты, этно-дискотеки, продаются дарбуки. Там, где сейчас благовония, стоял корабль из веток. Его делал мой друг-скульптор со своим папой-скульптором. Вместо парусов висели индуистские и африканские барабаны, чётки Рудракши и так далее. Восьмиугольная беседка Багуа тоже была с самого начала. Метафора в том, что эта беседка — центр, из которого описывается всё строение мира. Кто там только не выступал — от Пауло Коэльо до тибетских монахов. В 2008 г. сделали реставрацию третьего этажа-мансарды и нынешнего пространства культурного центра и кафе. 1998 г. Татьяна Дорош открывает студию восточного танца в г. Липецке. 1999 г. Мосхира осенью открывает студию танца «Жасмин», в которой обучались многие известные танцовщицы. В следующем году Мосхира приняла участие в эфире антропологии на НТВ. Также в студии Моъсиры на Малой Грузинской Кадыр вперые стал вести занятия по дарбуке для танцовщиц. 1999 г. Студия восточного танца «AZENTA» открыла свои двери, впоследствии с этой школой было связано ряд выступлений на дарбуке. 1999 г. Александр Гладыш инициировал создание Ассоциации современного и эстрадного танца Украины. Впоследствии при попытке найти партенров в России Александр обратился к Андрею Кокоулину. В результате появилось ОРТО, устав которой копировал устав украинской ассоциации. 2000 г. На НТВ выходит первая передача о восточном танце на российском телевидении. Ведущий - Дибров, организатор беседы - Назим Надиров, играет оркестр Камаля Баллана (Сирия), дарбука — Карен (Армения), танцуют Ирина, Амира, Мосхира. Сразу после эфира состоялся концерт. По непонятной причине с 2022 г эту передачу закрыли на ютубе для просмотра (https://www.youtube.com/embed/5z7o72x_CKQ), если у кого осталось видео, присылайте, вместо передачи интервью с Мосхирой у Замиры Ибрагимовой
2000 г. В современной эстрадной музыке дарбука прозвучала западном в хите «Desert Rose». 2000 г. Хоссам Рамзи выпустил известнейший диск «Sabla Tolo: Journeys Into Pure Egyptian Percussion». С тех пор его композиции неизменно сопровождают выступление танцовщиц во всём мире. 2000 г. 15 августа открыт первый вегетарианским рестораном Москвы «Джаганнат». В её создании участвовал шеф-повар Юрий Аистов, дядей совладельца сети — Георгия Аистова. Ресторан стал местом проведения этнических концертов и продажи кассет и дисков с восточной музыкой. Ресторан был тесно связан с кришнаитами и в дальнейшем его владелец принял участие в создании таких фестивалей как Этнолайф и Этнолэнд. 2001 г. Состоялся первый конкурс под эгидой ОРТО. Председатель жюри — Назим Надиров. В жюри были также Павел Щербинин, хореограф каирского балета Мнацаканов, Елена Федяева, Фейруза, Камаль Баллан. Мария Крижановская для привозит диск с ритмами из Каира с фестиваля Ахлан ва Сахлан, который используется на конкурсе. Мохсира (студия Жасмин) и Мария придумали отборочный тур под перкуссию. Было 21 участницы. Лауреатами первого конкурса стали: Курбанова Алия, Соколова Лариса, Малютина Каролина, Николаенко Елена. Победительницей конкурса стала Наталья Стрельченко. Первый конкурс под живую таблу в исполнении Осамы Шахина состоялся в Санкт-Петербурге в ДК Горького в 2004 г., а с 2008 г. на таких конкурсах Осама впервые участвовал в Москве. С 2011 г. в конкурсах в Москве стали участвовать ученики Кадыра, в том числе Артем Узунов, Карина Мартиросян, Сергей Кузнецов. Позже также участвовали такие таблисты как Орхан Исмаил и Евгений Стрельников. 2001 г. Галина Шишкина (Галия Ханум) открывает школу «Багира» в КЦ «ДОМ» на Новокузнецкой, которая там просуществовала да 2017 г. Начинала Галина в 91-м году с работы в кордебалете в советско-сирийском клубе, при сирийском посольстве в здании южного речного порта на коломенской. В 2003 г. у Галины состоялся яркий творческий дуэт с Кадыром Саидхаруном, гастролировали по России около 5 лет. Через несколько лет в школе появилось направление марокканских танцев. 2001—2007 гг. 1 апреля Игорь Ставрулов и Наталья Ремизова открывают знаковый клуб «Ротонда» на Ленинском. Клуб стал местом проведения первых этно-дискотек. Можно было прийти со своим барабаном и играть под музыку. Частенько дискотеки проводил Илья Радуга, а потом присоединился и Тошан. Также в клубе проходили многочисленные семинары эзотерической и психологической направленности. В 2007 г. идеологическим преемником клуба стал «Вос-Дух». 2001 г. в Санкт-Петербурге открывается первая в России школа дарбуки «Magic Drums» под руководством Оссамы Шахина. Осама приехал из Ливана в Россию в 1995 г. и начал работать в компании «Город Солнца» продавцом специй, с 97 г. Осама начал вести этот бизнес самостоятельно. Поначалу он жил в общежитии и играл на арабских свадьбах на дарбуке для своих и в клубе Магриб и этно-магазине Кайлас вместе с удистом Сами. На одной из таких свадеб Осама познакомился с танцовщицей Лейлой в 2000 г., которая познакомила с Осамой Алевтину Суворову в магазине Кайлас. Вскоре Осама открыл свою школу и начал выступать с танцовщицами в ресторанах. В 2001 г. Камаль Баллан впервые пригласил Осаму в Москву на выступление с его оркестром в театре «Дом Художников», где Осама познакомился с Еленой Рамазановой, Виленой Шамахан и Самирой. На этом концерте собрались выдающиеся барабанщики: Осама Шахин, Уаэль Неджим, Ришад Шафи, основатель школы «Global Beat School» Александр Богачев. Сразу после этого концерта состоялась запись передачи Антропология с Дибровым в Атриуме. Но запись передачи найти пока не удалось.
Алевтина Суворова познакомила Осаму с Ралифом Шакировым, директором ОРТО по СПБ и уже с 2002 г. участвовал в мероприятиях ОРТО в ДК Горького, Осама также участвовал в судействе. Вскоре школа переехала в театр «Дом милиции», где находился офис ОРТО. В 2003 г. ОРТО организовало второй конкурс, где Осама выступал уже с барабанщиком Добраночи Евгением Лизиным и Дмитрий Хромцовым. В 2003 г. на фестивале Skiff вместе с Осамаой выступали танцовщицы Алевтина Суворова, Элина Килинкарова,Ясмин Аль-Асуан. На этом же фестивале состоялось знакомство Осамы с коллективом Добраночь, куда он успешно вошел. На концерте Добраночь в клубе ДОМ Самира познакомила Осаму с Кадыром, у которого в тот период студия Этнобит находилась по тому же адресу, где Осама и провел свой первый мк в Москве. Добраночь на следующий год выступала на Этнолайф, где также участвовал Александр Бочаговым. Вскоре Наталья Беккер познакомила Осаму с Ириной Поповой, с которой сложился успешный творческий дуэт, множество выступлений и МК под живую таблу. Оссама Шахин вместе с Ириной Поповой впервые выступают вместе под живую таблу в Джанин Фитнес в 2003 г.
Лариса Сохина, которая организовывала танцевальный шатер на фестивале Барабаны мира пригласила Осаму на второй фестиваль в 2004 г., где также участвовали Грегори Лонга и Ян Бедарман. В 2006 г.состоялся первый конкурс с оркестром и под живую таблу с Осамой Шахиным на конкурсе «Мисс Беллиданс России» под руководством Ирины Поповой и Галины Савельевой, где победила Ясмин, потом такие конкурсы появиись в Лиге Профессионалов, позже подобные конкурсы начал проводить ОРТО. Также конкурсы под живую таблу проходили в отборочных турах в доме музыки в 2007. В ресторане Джуманджи прошел первый конкурс под оркестр в 2007 г. До этого конкурсы проходили в Ливане под оркестры, но конкурсы под живую таблу, возможно, впервые появились в России. В 2010 г. Осама организовал фестиваль «Ал-Салям» в ДК «Железнодорожников» в СПб, куда пригласил оркестр Махмуда Реды (Алас Дека). В этом же оркестре дебютировал Орхан Исмаил. Потом присоединились Ольга Нур и Василий Иванов, с которым потом сделали фестиваль Этнодэнс. А Ольга Нур под маркой «Ал-Салам» стала проводить свои фестивали спустя несколько лет.
2001 г. Первый учебник с упражнениями для дарбуки в виде классических нот выпускает преподаватель Амстердамской школы музыки Бехнан Гешмез (Behnan Göçcmez, р.1954). 2001 г. Айда Хассан открывает свою студию танцев. 2002 г. На базе школы-студии восточного танца «Жасмин» открывается театр восточной пластики «MOHSIRA». 2002 г. Проходит крупный этнический фестиваль «Этнолайф» под Яхромой, организованный хозяином «Джаганната», Георгием Аистовым. Второй фестиваль прошел в 2003 г. Затем фестиваль перенести в Сарочаны и назвали его «Этнолэнд», который проходил в 2006 и 2007 гг. Ученики Этнобита впервые выступили на этом фестивале в 2006 г. Потом была попытка перенести фестиваль в помещение в Москве и он заглох. 2003 г. Марина Ерофеева создает около Тольятти фестиваль «Барабаны мира», который внёс большой вклад в популяризацию этнической перкуссии в России. На втором фестивале в 2004 г. участвовали такие барабанщики как Осама Шахин, Грегори Лонг, Ян Бедерман, Павел Тырышкин. В дальнейшем на сцене фестиваля выступали такие барабанщики как Юсуф, Нильс Иле (с 2008 г., Латвия), Оксана Мосейчук (Австрия, тайко), Мисирли Ахмет (2018 г., Турция), Ровшан Джаббар (Азербайджан) и многие другие. 2003 г. 10 марта Максим Голубь открывает центр «Открытый Мир». Была устроена презентация и первая фотовыставка. В дальнейшем в центре размещалась школа дарбуки, а также проходили многочисленные этнические концерты. Центр стал одним из мест притяжения культурной жизни столицы. 2003 г. В Тарусе проходит первый фестиваль «Пустые Холмы», который впоследствии стал крупной площадкой для этнической музыки. Автор принимал участие в фестивале в 2006 г. и 2009 г. (фестиваль в грязи). Фестиваль проходил 10 лет до 2013 г. 2003 г. Абдель Кадыр Саидхарун (Узбекистан) создаёт в Москве школу дарбуки «EthnoBeat». В Узбекистане Кадыр обучался у мастера и хранителя фольклора тюркских народов Гулямджана Эргаша. Обучались играть на дойре, рубубе, аккордеоне. Уже в 17 лет Кадыр стал преподавателем музыки в родном послеке. Потом Кадыр прошел обучение в Ташкентском Институте Искусств им. М. Уйгура и работал в фонде Тамары Ханум, где руководил несколькими музыкальными группами. В Москве с 2000 г. Кадыр вначале работал в ресторане, потом писал музыку для рекламного агентства. В 2001 г. Кадыр познакомился с Мосхирой, руководителем школы «Жасмин» в ДК на Малой Грузинской, где стал играть для танцовщиц, возможно, это были первые занятия под живую таблу в России. Потом во время визита группы Ашхабад под руководством Назима Надирова, Кадыр познакомился с барабанщиком группы Хакберды. Первые занятия по дарбуке у Кадыра проходили на базе танцевальной школы. Как отдельная школа Этнобит появился в районе м.1905 года, где Кадыр арендует танцевальный зал вместе с Галиной Шишкиной. Потом школа переехала в КЦ «ДОМ», в школу «Багира» Галинны. Кадыр совместно в Галиной Шишкиной (Галия Ханум) начинают гастроли по России, где ведут мастер-классы по ритмам для танцовщиц, создают филиал Этнобита в Иркутске. В это же время танцевальные студии стали привлекать дарбукистов на свои занятия, в частности студии Марии Крижановской и Фейруз сотрудничают с Кадыром Саидхаруном и его учениками. Потом школа переехала на Плющиху, потом в школьном дворе, где была настоящая монгольская юрта, в музее кочевых культур. Хоть и была лютая зима, но там была печка, и все как положено топилось. С 2005 г. Этнобит открыл классы в «Открытом Мире» на Тульской. В 2006 г. стали заниматься в грузинской школе на Новослободской. После нее стали заниматься в татарском культурном центре на м. Новокузнецкой. После, немного на м. Белорусской, а потом на ул. Правда 24, на Савеловской, где у Этнобита надолго появилось собственное помещение. С 2019 г. Этнобит переехал на репбазу «Fortress» по тому же адресу и с этого года деятельность школы становится нерегулярной. Ученик Кадыра, Роберт Гаспарян иногда вел занятия для заинтересованных. C 2019 по 2022 г. студия фактически не работала. В августе 2022 г. Этнобит под руководством Кадыра Саидхаруна возобновил занятия в студии Pantam Temple на Нижней Радищевской около м. Таганская вместе с Николаем Шелеховым, начавшим преподавать рамочные барабаны.
2003 г. В СК Измайлово прошёл первый по IDO Кубок России и Чемпионат Мира, где победила Наталья Стрельченко (Фадда). 2004 г. Юрий Рубин открывает школу «Drum Circle» на базе Музея Востока, в которой впоследствии Сергей Кузнецов начал преподавание дарбуки. Школа отпочковалась от «Afrodum». 2004 г. Оссама Шахин вместе с Ириной Поповой проводят ряд конкурсов и МК под живую таблу. Осама у себя на странице пишет, что был первым, кто стал проводить конкурсы под живую таблу - эта информация требует проверки!!! Поэтому и вопрос к ОРТО, когда впервые появилась такая номинация. 2004 г. Камаль Баллан открывает свою знаменитую студию танцев. 2004 г. Создан ансамбль арабской музыки Арабан. В состав входили Алексей Ножнов (уд), Александр Остапенко и Илья Бобровский (дарбука, с 2007 г их сменил Артем Узунов), Юрий Мясооедов (бас), Сергей Романов (аккордеон).
2005 г. Появляется Лига профессионалов Восточных танцев под руководством Елены Рамазановой (точную дату нужно уточнить!). В 2006 г.состоялся первый конкурс под живую таблу с Осамой Шахиным, позже подобные конкурсы начал проводить ОРТО. 2006 г. В египетском посольстве танцор и музыкант Самех Дессуки (Sameh el Dessouki) проводит семинары по египетским ритмам, где выступают братья-близнецы Махмуд и Мухамед.
2006 г. в апреле состоялся первый конкурс на международном фестивале в Радиус-Холле с оркестром и под живую таблу с Осамой Шахиным на конкурсе «Мисс Беллиданс России» под руководством Ирины Поповой и Галины Савельевой. Победила Ясмин, а приз зрительских симпатий и 2-е место достался Марине Оганян. Потом такие конкурсы появиись в Лиге Профессионалов, позже подобные конкурсы начал проводить ОРТО. Также конкурсы под живую таблу проходили в отборочных турах в доме музыки в 2007. В ресторане Джуманджи прошел первый конкурс под оркестр в 2007 г. До этого конкурсы проходили в Ливане под оркестры, но конкурсы под живую таблу, возможно, впервые появились в России.
Выступление Осамы Шахина с Артемом Узуновым см с 10-ой минуты:
2006 г. Оссама Шахин вместе с Ириной Поповой проводят ряд конкурсов и МК под живую таблу в Москве и в Питере. Возможно, первые мк под живую таблу состоялись во время гастролей в 2005 г. 2006 г. состоялась танцевальная Ассамблея, на которой выступал Ясер. Впоследствии на ассамблее в 2010 г. выступал оркестр из Египта. 2006, 2007 гг. В Сарочанах проходит фестиваль Этнолэнд, где группа учеников Этнобит, включая Сергея Кузнецова и Артема Узунова, впервые выступают на крупной сцене с дарбукой. Этот фестиваль был продолжением «Этнолайфа», проходившего под Яхромой в 2002 и 2003 гг. 2006 г. Созданы общедоступные соцсети Facebook и Вконтакте. Сеть Facebook создана в 2004 г. на базе Гарвардского университета, Вконтакте запущена осенью 2006 г. 2007 г. Ирина Попова 5 апреля организует свой второй международный фестиваль беллиданса на престижной сцене в ММДМ. 2007 г. С 2007 по 2010 г. велись съемки фильма "Сказки Песка". Места съемок: Москва, Турция и Иордания. В съемках приняли участие участники: Вилена, Алия, Марго Лямис, Юлия Иванова и я. Среди музыкантов участвовали Уаэль Неджим, Александр Остапенко, Илья Бобровский, Мурат Насыров.
2007 г. В рамках благотворительного фонда «Диалог культур — единый мир» Русланом Байрамовым создан проект «Этномир» в Калужской области, на площадке которого проходило множество концертов и этнофестивалей, в которых принимала участие и студия «Дарбакеш». 2007 г. Диляра Сулейманова открывает этно-клуб «Вос-Дух» на Автозаводской, который просуществовал до 2015 г. Клуб поспособствовал проведению концертов и фестивалей этнической направленности и популяризации дарбуки. 2007 г. Михаил Галаев открывает центр йоги «Прана». В дальнейшем студия «Дарбакеш» участвовала на новогодних вечеринках центра на встрече 2013, 2014, 2016 и 2017 гг. 2007 г. Появился первый айфон. Цифровая эпоха стремительно наступает. 2008 г. 15 января Елена Соболева открыла Дом Фламенко "Фламенкерия". Впоследствии школа Дарбакеш выступала там на фестивале «Al-Rakesha» дважды в 2017 г. 2008 г. ученики школы «Этнобит», Антонио Грамши и Сергей Кузнецов создают школу «Channeling Percussion Studio», которая в 2019 г. была переименована в «Дарбакеш». Отличительной чертой школы «Дарбакеш» стало широкое использование нотного материала, результатом которого в мае 2012 г. стал выпуск самого объёмного в мире учебника по дарбуке.
2008 г. Состоялись выступления и запись телевизионной передачи с театром Египетских мистерий под руководством Анны Бенну. 2009 г. На сцене «Глобус» московского театра «Школа Драматического Искусства» состоялась премьера спектакля «Саломея», который начинался с табла-соло в исполнении Сергея Кузнецова. Это было первое значимое появление дарбуки на театральных подмостках Москвы, так как ритм дарбуки сопровождал все действие спектакля. До этого дарбука звучала в спектакле «Иллиада», но как вспомогательный инструмент.
2009 г. открывается Трайбл Мафия. В трайбл было решено отказаться от идеи конкурсов. 2009 г. Открывается клуб «Твой Мир» на Большой Почтовой (Бауманская), который просуществовал несколько лет. (Кто занет подробнее?). В этом месте проходили фестивали «Шелковый путь» с этническими музыкантами Москвы в 2009 и 2010 гг. под руководством Сергея Кузнецова. В дальнейшем там же были клубы «Женский мир» и «Лотос». Студия «Дарбакеш» открывала там же новый год 2010 (?). 2009 г. Под руководством Сергея Кузнецова состоялся фестиваль «Шелковый путь с этническими музыкантами Москвы». В 2010 г. состоялся второй фестиваль. 2010 г. Евгений Стрельников (Челябинск) основал первый российский ансамбль ближневосточной музыки «Хайям». Активная концертная и гастрольная деятельность началась в 2013 году с торжественного закрытия международного фестиваля «Арабские ночи». 2010 г. 6 октября появляется приложение Instagram, которое в 2012 г. было приобретено Facebook. 2010 г. 24 декабря стартовала революция в Тунисе, завершившаяся в 14 января 2011 года. Вскоре арабские страны стало лихорадить, что привело к Гражданская войне в Ливии (15 февраля — 23 октября 2011), революции в Египте (2011—2013), войне в Сирии (с 15 марта 2011 года), попытке госпереворота в Турции (16 июля 2016 г.). Все это привело к деградации региона, снижению туризма в Египет, остановка производства дарбук в Сирии и множеству других печальных последствий. 2010 – 2016 гг. Школу «Дарбакеш» впервые приглашают открыть Фестиваль восточных культур «Orientalia» в калужской области. В последующие несколько лет школа дарбуки открывала этот замечательный фестиваль на берегу Оки. 2010 г. Артем Узунов записывает свой первый ролик с дарбукой "Let`s do it (House Darbuka)"
2011 г. Катя Эшта организует фестиваль «Cairo Mirage» 15-17 апреля, для которого привозит свой оркестр из Египта. Таблист оркестра — Шериф Або Эль Саад (Sherif Abo El Saad, автор межансе, таббаль Дины, таббаль оркестра Маргариты Савченко), в этом же оркестре впорследствии практиковался Орхан Исмаил. 2011 г. Состоялся первый и единственный конкурс перкуссионистов ОРТО в России. Победителем стал Артем Узунов, второе место занял Сергей Кузнецов. 2011 г. Состоялось большое театральное выступление в Греции с участием Дмитрия Равича, Сергей Кузнецова, Алексея Морозова, Татьяны Тихоновой и большой театральной труппы под руководством Александра Калашникова. 2012 г. В магазине Динатон состоялась презентация первого учебника по дарбуке. 2012 г. 1 июня в Москву в первый и последний раз приезжает всемирно известный дарбукист Хоссам Рамзи (Hossam Ramzy, 1953–2019 гг.) и Серена Рамзи, проводят мастер-класс по египетским ритмам. 2012 г. Основан этнопарк «Кочевник», где впоследствии прошло множество концертов и фестивалей этнической музыки. 2012 г. Ирина Николаева открывает арт-усадьбу «Гуслица». В дальнейшем в усадьбе проходили многочисленные семинары по этнической перкуссии. Один из семинаров с мастер-классом по дарбуке прошел 19 мая 2017 г. 2012 г.–2014 гг. Илья Теплов, команда арт-директоров и пиарщиков Таня и Юля Быковы Открывают антикафе FreeLabs на Большой Садовой, где проходили концерты этнической музыки. За 4 года сменило 4 места: сначала Чистые Пруды, потом Покровка (в конце 2013), Арбат и последнее место Большая садовая 10. Студия «Дарбакеш» выступала в заведении в 2013 г. 2012 г. Появляется приложение WhatsApp, с 2016 г. оно становится бесплатным и принадлежит Facebook. В 2010 г. появился его предшественник, Viber, а c 2003 г. существовал Skype. 2013 г. Встреча Нового года в Пране на Баррикандной. 2013 г. состоялась премьера спектакля Стойкий принцип, который сейчас идет на сцене «Электротеатра». В этом спектакле дарбука в исполнении Сергея Кузнецова также играет важную роль, как и в «Саломее». 2013 г. Вышла первая полноценная передача о дарбуке на российском телевидении.
2013 г. С приходом нового мэра Собянина в Москве попадают под запрет уличные музыканты и массовые сборы граждан (кто знает точный номер указа и дату?). До этого момента на Болотной площади, на Яузских воротах, на Арбате, люди массово собирались, барабанили, танцевали устраивали фаер-шоу. 2014 – 2017 гг. 1 октября 2014. г. Николай Соболев и Максим Булыгин открыли центр «О» на Арбате, где шли занятия по варганам, дарбуке, шаманским практикам. В центре проходили концерты этнической перкуссии и семинары.
2015 г. 13 января Александр Гладыш регистрирует МАРКС - Международный АЛЬЯНС развития культуры и спорта, который тесно связан с беллидансом. В 2019 г. МАРКС переименован в Международное АГЕНТСТВО развития культуры и спорта. 2015 г. В апреле открывается культурный центр «Come-In», на территории которого впоследствии пройдет множество концертов этнической музыки, будут вестись занятия по дарбуке. 2015 г. В июне Алексей Ярцев открывает клуб «Стереоскоп», впоследствии переменованный в « Место Место» рядом с площадью Яузских ворот, который на короткий срок стал яркой площадкой для этнических концертов в Москве. Именно в этом здании проходили съемки кинофильма «Место встречи изменить нельзя», откуда выходил «горбатый». Здание являлось историческим, с 15 века там находились конюшни от которых остался фундамент. Здание было снесено под стоянку и офисный центр. В 2015 г. на этой площадке состоялся концерт «Синий Дервиш». В состав ансамбля входили Алексей Ножнов (уд), Андрей Емельянов (вокал, клавиши), Сергей Кузнецов (дарбука, даф, рик), Павел Правин (флейты), дервиш Паша.
2015 г. В октябре в Тунисе проходит международный театральный фестиваль, в котором участвуют около 20 стран. Россию представляет труппа во главе Натальи Кайдановской. На театральных подмостках Туниса звучит дарбука в исполнении Сергея Кузнецова (с 34 минуты соло на дарбуке).
2015 г. На фестивале Круги Света на ВДНХ проходит выступление оркестра Дмитрия Маликова под живую дарбуку Сергея Кузнецова. 2015 г. Проходит съемки сериала Мата-Хари в кадрах которого участвуют дарбуки. В этом гожу Дарбакеш переехал в центр «О» на Арбате. 2015 г. 18 сентября в театре на Серпуховской состоялась премьера спектакля «Алладин» с ансамблем восточной музыки с участием Камаля Баллана, Кирилла Ошерова, Анны Тончевой. 2017 г. С 16 по 18 июня в Москве проходит фестиваль турецкой культуры. Ученики школы Дарбакеш выступали на одной сцене с известным турецким дарбукистом, Хамди Акатаем. На этом же фестивале Хамди презентовал свой сборник турецких ритмов. 2017 г. Мария Шенггер организует танцевальный фестиваль «Al-Rakesha», который студия Дарбакеш открывает своим выступлением в ресторане на Новослободской. Последующие фестивали проходили в театре Фламенкерия на Бауманской.
2017 г. Наталья открывает центр этно-центр «RootRoof» на территории «Come-In». 2017 г. Школа Дарбакеш дает ударный концерт на Бородинской панораме перед ее закрытием на капитальный ремонт. 2017 г. Мария Крижановская организует оркестр «Восточное Собрание» куда входят Булат Равилов (уд, дудук, гитара, перкуссия), Борис Штейнберг (уд), Гхофран Зейно (вокал, альт), Сергей Кузнецов (дарбука). Впоследствии перкуссионистами ансамбля стали Егор Модяев и Роберт Гаспарян.
2018 г. В конкурсе беллиданс «Восточный Экспресс» в Ярославле 10 ноября вновь побеждает молодая звезда - Анна Бандюкян.
2018 г. В энопарк Кочевник к верблюдам и Северным оленям приезжают дарбуки и проводим обряды ритма. 2018 г. Школа Дарбакеш принимает участие в Вogemian Show в Джаганнате на Таганской. 2018 г. Состоялся крупный концерт этнической музыки в Come-In, посвященный 10-летию студии «Дарбакеш». На концерте выступали многие шруппы и школы. В том числе принял участие иранский мастер по тонбаку Эхсан Заре, Андпкй Танзю, ансамбль средневековой османской музыки с Антонио Грамши, Борисом Штейнбергом, Джилии Аморетти, Тарувиния Граба, ансамбль Весенняя Свирель с Павлом Шмыревым, Еленой Темрук, Кирилл Россолимо, Динара Юлдашева, студия «Альгамбра».
2019 г. Выходит передача об истории барабанов на телекнале «Эврика»
2019 г. Студия «Ченнелинг» переименована в «Дарбакеш» на 11-летии студии.
2019 г. 27 дакабря дарбука на первом канале в шоу Голос. Правда положение инструмента вертикальное. 2020 г. 1 марта на сцене театра ШДИ состоялась премьера спектакля 1001 ночь, в котором приняла участие школа барабанов Дарбакеш. Впервые в спектакле дарбуки были использованы не просто как музыкальный инструмент, а как часть театрального реквизита.
2020 г. 7 марта Тимур Сихарулидзе открывает свою школу дарбуки Salamuri. До этого Тимур в течении многих лет выступал на конкурсах беллиданс в номинации живая табля. 2020 г. В марте всвязи с пандемией коронавируса были отменениы все концерты, мероприятия, закрыты театры, школы и спортивные учреждения. Многие артисты, музыканты, танцоры остались без работы. 2021 г. В октябре вышла передача «Язык танца» о египетских танцах на телеканале «TV Brics»
2022 г. СВО в Украине не лучшим образом сказалось на взаимоотношении украинских и российских танцовщиц. Но из-за отмены ковидных ограничений в России прошло множество самых разнообразных танцевальных мероприятий и фестивалей. 16 февраля 2023 г. состоялся спектакль «1001 ночь» с участием студии Дарбакеш на сцене театра «Школа Драматического Искусства». Танец Шахерезады исполнила Алия Курбанова.
Продолжение следует...
Приложение 1. Современный стиль шаабиC 1970-х годов с появлением магнитофонов появился уличный стиль танца - Шааби. Поэтому на музыку шааби огромное влияние оказла деревенская фольклорная музыка (балади) на традиционных инструментах. Городская среда изменила ее соединив с городской классической музыкой на современных западных инструментах. Музыка шааби лучше отражает египетский народ и культуру, чем модернизированная прозападная музыка и музыка элиты общества (последняя, по мнению некоторых исследователей, находилась под влиянием русских и европейский авторов).
Песню шааби можно узнать по характерному звучанию голоса — едкому, скрипучему, грубому. Постановка голоса непрофессиональная, что естественно, так как на певцов шааби не учатся, ими рождаются. Исполнение очень эмоциональное, почти до слез. После мауаля дарбука (табла по-египетски) начинает играть быстрый оптимистичный ритм, например, максум или саиди. За ним начинается сама песня, которая может оказаться очень короткой (даже короче мауаля) и может содержать много тем. Тексты песен, как правило, простые, содержат сленг или разговорную речь улиц, юмор, непочтительность и много жалоб на разные вещи. Например, речь может идти об алкоголе и наркотиках, нищете, работе и деньгах, любви и браке, еде (которая обычно используется как метафора для секса), безнадежности жизни и о жизни в целом. В песнях часто используются метафоры, чтобы скрыть истинный смысл послания. Экономическая нестабильность в стране вызывает еще большую депрессию, и во многих песнях народ обращается к высшей власти.
Многие авторы и исполнители шааби прозябают в неизвестности, утешая себя лишь тем, что несут высокую нравственную миссию. Но есть и такие, которые добились культового статуса. Люди слушают их диски, крутят кассеты в такси и автобусах, на уличных свадьбах, знают тексты песен наизусть. Некоторые певцы считают себя последователями более ранних исполнителей эстрадной песни, таких как Сайед Дарвиш (великий певец и композитор начала 20 века). Дарвиш пел для всех слоев общества — богатых и бедных. У него были песни о наркотиках, которые он высмеивал, хотя, в целом, не осуждал их употребление. Можно различить и несколько вариантов стиля соответственно: более старый народный танец и городской шааби — уличный современный стиль, который очень популярен сегодня в Египте. Его всё чаще можно увидеть в клубах, а туда как известно в галабеях не ходят.Шааби — это состояние души и разума. Дух шааби это дискотека в 5 часов утра. Вы танцуете на танцплощадке «для себя». Вам весело, но вы танцевали всю ночь, курили «шишу» (кальян), может быть слегка выпили тонизирующего, т.е. вы расслаблены и слегка ленивы. Вам наплевать что вокруг. Главное, что вам хорошо! И в этом смысл! На дискотеке нет искусства или игры на зрителя. В шааби хорошо ВАМ! На каком-то куплете вы подходите к столику с друзьями и общаетесь с ними, потом опять танцуете, смеётесь, короче отрываетесь. В шааби вы общаетесь с окружающими, обсуждаете песню, но не делаете сурдоперевод. Во-вторых, шааби можно сделать из всего. Главное, чтобы в вас было что-то «крэйзи», т.е. это дух сумасшествия. Если вы оденете галабею и подберёте пошленькую песню с хриплым голосом — это ещё не будет шааби. А вот любая попса с бешеной энергетикой и «расколбасом» — это уже ближе. Итак, более старый народный шааби ( Old shaabi) исполняют под старый арабский шансон в традиционном народном стиле, где мужской голос звучит с характерной хрипотцой, иногда особенным выговором, в традиционной одежде. Городской шааби ( Modern shaabi) - это уличный современный стиль под современные песни с использованием электронных инструментов в современной одежде. Главное, создать и донести до зрителя особый настрой, задор и характер этого танца. Отличия ШААБИ и БАЛАДИБалади - жанр асоциальный, тексты его обычно об общих человеческих ценностях - о природе, о стране, Т.е. это описание внутреннего мира и переживаний рассказчика. Шааби же - остросоциальный жанр, его тексты сиюминутны, на злобу дня, в основном, это смешные рассказы о конкретных ситуациях. К примеру, в балади может быть так: "Ты - моя луна, глаза твои, как ночь в пустыне, улыбка - как солнечный луч, ты озаряешь мне жизнь светом своей любви и ура нашему счастью... ". В шааби: "Вчера, покупая персики на ярмарке, я встретил девушку-продавщицу, прекрасную, как солнце, и она обожгла меня знойным взглядом. Я, конечно, захотел с ней познакомиться и послал ей любовное письмо, но вот незадача - ее братья перехватили мое послание и побили меня палками".Вроде и там, и там о любви, но во втором случае - конкретный рассказ, обычно - комический. В балади музыка достаточно ровная, приятная для слуха, может быть очень зажигательной, но все в пристойных рамках. В шааби всегда - яркое острое вступление, часто комичные, яркие смешные инструментальные проигрыши, в которых хочется похулиганить. В танцевании балади большее значение имеют движения, показывающие именно танцевальные возможности танцовщицы и красоту ее тела в первую очередь. В шааби же главное - лицо и руки, как главный инструмент актерской выразительности танцовщицы. Балади очень похож на гавази по движениям и духу - сам танец достаточно кокетлив и почти никогда не бывает серьезным. В балади женщина показывает свою натуру - соблазнительную (но не развратную), слегка капризную, ценящую себя и счастливую. Несмотря на то, что танец не бывает слишком серьезным или трагическим, он и не является слишком веселым и разухабистым, в отличие от того же саиди или шааби — просто танец, в котором нет места сильным переживаниям и эмоциям, а лишь наслаждение от самой себя. Многие современные танцовщицы забывают об этом, устраивая на сцене настоящие театрализованные представления с суровыми или страдающими лицами, со слезами на глазах и прочим. Традиционно исполнялся женщинами для женщин. Приложение 2. Стиль ФараоникСемь тысячелетий назад древние египтяне уже умели танцевать, и это запечатлено на их фресках и стенах всех древних храмов. "До сих пор мы не знаем точно как танцевали древние египтяне, но мы можем предложить как они начинали танцевальную фразу и как заканчивали ее, черпая вдохновение и воображение нынешних египетских хореографов мы создаем движения и связки опираясь на то, что увидели на этих древних фресках". (цитата из книги "Dance in Egypt" г-на Nabil Mabrouk - известного мастера - хореографа и лектора по истории восточного танца). Как на первый взгляд покажется очевидным для многих из нас, стиль "фараоник" наверняка относится к древним временам египетских фараонов. Так оно и есть. Многие артисты и танцовщицы, употребляя этот термин сегодня, ассоциируют его с бытующими в обществе современными представлениями о культуре Древнего Египта, некоторые из которых не были подтверждены историками или археологами. Другими словами, многие представления в стиле "фараоник" на сегодняшний день являются творениями 20 или 21 века, черпающими свое вдохновение в искусстве и литературе направления "ориенталь", широко распространенного и весьма популярного в 19 веке. Обычно для таких представлений выбирается современная стилизованная музыка "New Age", а костюмы артистов и танцоров выполняются в стиле древенеегипетских фресок и барельефов со стен храмов и пирамид. Движения танцоров также чаще всего повторяют позы, в которых застыли древние фигуры настенных рисунков. Но на самом деле, как уже было сказано выше, все это является лишь нашим современным представлением о танцах, которые исполнялись древними египтянами. В конце 19 - начале 20 века европейское и американское общество были зачарованы археологическими раскопками и открытиями, происходящими в то время в Египте. Мир Древнего Египта интриговал и пленял, и модные тенденции, распространяющиеся в обществе, конечно, были связаны с этой "открытой вновь" древней культурой.
Айсидора Дункан, и позже Руфь Дэнис были вдохновлены на создание своих танцев в древнеегипетском стиле. В то время современный стилизованный танец полностью основывался на европейских и американских представлениях о том, какими были древние цивилизации Египта или Греции, или даже какими люди хотели бы чтобы эти загадочные цивилизации были. И сегодня нам следует рассматривать подобные сценические работы тех лет как своего рода инновацию, талантливое творение вдохновленных мастеров танца, но не как возрождение древнего танца в его исторической сущности и подлинности. К сожалению, древние египтяне не оставили нам видео записей или DVD, чтобы мы смогли увидеть, как на самом деле выглядели их танцы, и поэтому нам остается только теряться в догадках и предположениях. Сегодня танец "фараоник" уже не является столь популярным в рамках направления "ориенталь", более популярным является bellydance, или танец живота. Сохранились старые видеозаписи представлений в стиле "фараоник": Дэлиля Флинн (Сиэтл) и ее работа "Dance to the Great Mother", Хорасио Сифуэнтес (Германия) "Best of Oriental Fantasy", и более современная работа Лорель Виктории Грэй (Германия, 1996) "Egypta: Myth, Magic and Mystery". Когда Дэлилю Флинн попросили рассказать, как она создавала свои представления в стиле "фараоник", вот что она ответила: "Прежде чем создать танец фараонов, я попыталась представить себя в роли древнего египтянина. Для этого я погрузилась в чтение литературы о древнеегипетской филологии и религии, культуре и быте, рассматривала и изучала иероглифы, я даже посетила Египет: побывала в древних храмах, попыталась прочувствовать их атмосферу. Я изучала одежду на иллюстрациях в книгах и настенных рисунках в храмах, я сшила себе костюм, чтобы, одев его, попытаться перевоплотиться, почувствовать движения этого танца. Здесь все важно, все имеет значение: как артист я должна иметь полное представление о предмете своего творения". Древнеегипетский танец, так же как и все народные танцы, может содержать рассказы о жизни - о войне и мире, любви и ненависти, свободе и рабстве. Костюмы могут быть самыми различными: от простой мании в стиле Клеопатры до богатых красивых платьев, разработанных до мельчайших деталей и украшенных массивной бижутерией и поясами. Аккомпанемент для такого танца создается такими музыкальными инструментами, как арфа и другие струнные, флейта, барабаны и сагаты. Многие артисты выбирают современную стилизованную музыку. Вот некоторые названия: группа Desert Wind и их работы "Kali Ma" и "Return to the Goddess", Eddie Kochak "Strictly Belly Dancing", Ali Jihad Racy "Antient Egypt".
История дарбуки и беллиданса в России см. в продолжении статьи ->
Статьи о ритме и барабанах
Звукотерапия, шаманизм, мистика звука, древность
Ритмическая нотация, упражнения
Алгебра ритмов
|
|
||||||||||||
|